«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
01.12.2022
«Роль фонематического
слуха в развитии речи детей»
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте
можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического
восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический
слух- это способность воспринимать
на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию,
и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем
физический, систематизированный слух, специальные умственные действия,
позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью
физиологического слуха.
При
несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает,
повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а
порой очень приблизительно).
Ребенок может допускать следующие ошибки:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик» вместо
«Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных
соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо
«клумба»).
3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими
Ш,Ж,Щ,Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе
сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
Развитие речи, включающее умение четко
произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно
строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.
Правильная речь – один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и
чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Чем чревато несовершенство фонематического
слуха?
Дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками
(детьми с нарушениями чтения и письма)
Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ
ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;
— слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;
— не дописываются окончания слов;
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат
постепенного развития.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен
проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать
прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает
взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С
удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать
звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно
развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии
определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное
произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка
самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если
этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок
не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух
совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух
(б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового
анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение
определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая
навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет:
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
1. Первый этап
развития фонематического слуха – развитие восприятия не
речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и
узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей.
При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться
развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог
догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно
трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами,
анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует
начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого»,
«быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные
фрагменты.
Примеры игр:
«Вдруг, как
в сказке, скрипнула дверь»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов,
телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест
страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми
и закрытыми глазами.
«Волшебная палочка»
Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым
предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и
попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной»
палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук
«Громко–тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
а) громко, а затем тихо;
б) протяжно и отрывисто;
в) высоко, а через пару мгновений низко.
«Сказочные голоса»
Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей.
Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги.
Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет
ребенку развить память на звуки.
«Где
позвонили?»
Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш
закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен
повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой
показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
«Подбери картинку или игрушку!»
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а
ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает
соответствующую картинку или игрушку.
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается
множество интересных и увлекательных игр и упражнений.
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко
называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем
объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а
ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон,
Вагон, дагон и т. д.
«Придумай имя»
Придумайте имя мальчику(девочке) на
заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня,
Вася, Валера.
«Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым
звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на
картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
«Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова,
добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало(конец)
слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба),
..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
«Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по
звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности,
ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Будь внимательным!»
Если услышите заданный звук, хлопните в
ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра;
нос,рот,корка,шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки
произносим твердо, а мягкие мягко , звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в
конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук
П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на
письме обозначаем другими буквами .Например, произносим «малако» и выделяем
соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
«Поймай
звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
«Придумать слова с заданными звуками»
1Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с
заданного звука.
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного
звука.
«Назови картинки»
Назовите и покажите предметы, в названии
которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и
т.д.
«Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в
слове.
Назовите предметы на картинках и выделите
только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными
гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные
звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы
ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове
«МОСТ».
«Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в
слове.
Назови предметы, изображенные на
картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.
Для этой игры не следует брать слова с
йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают
двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
«Определи место звука в слове»
Задача - развивать умение определять место
звука в слове(начало,середина,конец)
Определите, где «живет» заданный звук в
слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в
конце), шапка (в начале), машина (в середине).
«Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество
слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: « Сколько
в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов
можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и
произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок
опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.
«Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный
в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова(названия предметов,
изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю,
что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты-
ударный гласный О.
«Путаница»
Прочтите ребенку шуточные предложения:
Тащит мышонок в норку хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце
поставил дочку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2022
Дата обновления: 07.12.2022
Дата публикации: 01.12.2022