Речевые игры по дороге домой.
20.10.2022
Речевые игры по дороге домой.
Все родители мечтают о том, чтобы их дети
добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на
поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей
свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает
формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.
Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за
собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение
процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию
внимания, нарушение словесно- логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел
правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с
первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью
неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.
Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных
образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас,
расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется
грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и
уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная
неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой
он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте
терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным,
приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный
вариант из предложенных Вами. Ни в коем
случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют
активизации речевого развития детей. В эти игры можно
играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку,
идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на
потолке, на лице и т.д.
2. Объясни словечко. Предложите ребёнку объяснить значение слов:
подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик
(по теме «Грибы)
2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде,
числе, падеже существительное.
Красный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3.«Общие слова».
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…,
одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён
– это…
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза-
нарцисс- гвоздика.
5. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно
яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
6.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко- …
7. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул-
стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть
названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька,
коровушка.
8. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из
яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
9. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: « Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2023
Дата обновления: 16.01.2023
Дата публикации: 20.10.2022