Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
15.09.2022
Использование приемов мнемотехники в развитии связной
речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Под связной речью понимается
развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между
собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое
целое.
Связная речь детей с общим недоразвитием речи односложна и состоит лишь из
простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно построить
распространенное предложение. Отмечается бедность речи, недостаточный словарный
запас. Несформированность диалогической речи проявляется в неспособности
грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый
ответ. Отмечаются трудности и в построении монолога, например, при составлении
сюжетных или описательных рассказов на предложенную тему, при пересказе
текстов.
Поэтому развитие связной речи – это одно из основных направлений в
коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи. В зоне
особого внимания находятся монологические способности, программирование
высказываний, составление рассказов и пересказов.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей
с речевой патологией в нашем дошкольном учреждении, наряду с общепринятыми
методами и приемами работы, используются оригинальные и творческие методики.
Изучив и апробировав опыт работы других логопедов и дефектологов по
развитию связной речи, пришла к выводу, что использование приемов мнемотехники
оказывает положительное воздействие на развитие связной речи у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием
деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с
окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они
неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, это
сказывается и на уровне речевого развития детей.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте.
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушением речи –
научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет
важное значение для полноценного развития детей, их обучения в школе, общения
со взрослыми и сверстниками, формирования их личностных качеств.
Результаты современных педагогических и психологических исследований
показывают, что связная речь детей с общим недоразвитием речи, при спонтанном
развитии, не достигает необходимого уровня для полноценного обучения в школе.
Поэтому дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в
специальном обучении.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим
недоразвитием речи обусловлены недоразвитием всех компонентов языковой системы
– фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Дополнительные
затруднения в овладении связной речью может создать наличие у детей с речевой
патологией вторичных отклонений в развитии психических процессов: мышления,
восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Несформированность
речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,
ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.
Особое место в коррекционно-развивающей работе по развитию связной речи с
детьми с общим недоразвитием речи занимает использование в качестве
дидактического материала мнемотехнику.
Мнемотехника – это
система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем
образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами состоит из трех этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование
информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Коллаж – лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры,
геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной темой.
Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие
умения связно говорить, рассказывать.
Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это лист бумаги (квадрат), на котором схематично
изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо
признак.
Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены
отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе. В
коррекционно-развивающей работе применяются мнемодорожки как в цветном,
картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с
набросками легких контурных линий и штрихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами состоит из трех этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование
информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Коллаж – лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры,
геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной темой.
Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие
умения связно говорить, рассказывать.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем
выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать
условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами по развитию связной речи
с использованием приемов мнемотехники осуществляется в подгрупповой форме.
На начальном этапе для выработки у детей определенных речевых навыков и
умений, вводятся в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составляются
мнемодорожки для разучивания потешек, скороговорок, чистоговорок, с целью
автоматизации звуков в речи.
При пересказе литературных произведений, составлении рассказов об игрушках
и по картинам решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение
рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические и
грамматические упражнения.
Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок:
«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется прием совместного
рассказа. Схема обучения пересказу сказок представляется таким образом:
рассказывается сказка и одновременно показывается настольный театр. Затем дети
включаются в повторный рассказ педагога. Дети находят на столе мнемоквадраты с
изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
Далее показываются цветные иллюстрации, обращается внимание на героев сказки,
дети учатся описывать их внешний вид, действия. После такой работы дети
привлекаются к обыгрыванию сказки.
При составлении описательного рассказа о предмете, вначале обращается
внимание детей на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет,
форму). Например, совместно с детьми рассматривается предмет (Это – рубашка. У
рубашки есть воротник, карманы, рукава…). В результате обогащается словарный
запас детей. Далее составляется совместный рассказ с детьми с использованием
мнемотаблицы. Педагог начинает и указывает на часть предмета, дети заканчивают.
Задача детей – увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит
активизация детского словаря. Завершающий этап – самостоятельный рассказ
ребенка.
Такой же план коррекционной работы используется и при составлении
описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приемом при
рассматривании картин. Сначала подбираются предметные картины с изображением
игрушек, предметов домашнего обихода, животных. Затем несложные сюжеты из
детской жизни.
В индивидуальной работе применяются дидактические игры, в которых
закрепляются характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим
предметом, где дидактическим материалом являются мнемоквадраты, они же плавно
переходят в мнемодорожки.
Мнемотаблицы используются в процессе коррекционно-развивающей работы при
изучении разных лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда»,
«Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Времена года» и т.д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и
признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения
выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Непрерывная образовательная деятельность при заучивании стихотворения и
пересказе состоит из следующих частей:
- вводная часть,
- чтение литературного произведения,
- беседа с наводящими вопросами,
- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,
- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице .
В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине
используется коллаж, где выделяются значимые для сюжета фрагменты картины и
определяется взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.
В качестве элементов коллажа выступают картинки – фрагменты, силуэтные
изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов
картины .
После того как дети овладеют навыком построения связного высказывания, в
модели пересказов и рассказов вводятся творческие элементы. В сказку или сюжет
картины включаются необычные герои, этим персонажам присваиваются
несвойственные им качества и рассказ составляется с учетом этих изменений.
Для творческого рассказывания делается экран – таблица с набором различных
объектов, персонажей. Задача детей – придумать сказку или историю на заданную
тему. В таких историях отражаются собственные переживания ребенка, его
понимание окружающей жизни.
В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине
используется коллаж, где выделяются значимые для сюжета фрагменты картины и
определяется взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.
В качестве элементов коллажа выступают картинки – фрагменты, силуэтные
изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов
картины.
После того как дети овладеют навыком построения связного высказывания, в
модели пересказов и рассказов вводятся творческие элементы. В сказку или сюжет
картины включаются необычные герои, этим персонажам присваиваются
несвойственные им качества и рассказ составляется с учетом этих изменений.
Для творческого рассказывания делается экран – таблица с набором различных
объектов, персонажей. Задача детей – придумать сказку или историю на заданную
тему. В таких историях отражаются собственные переживания ребенка, его
понимание окружающей жизни.
Использование мнемотаблиц (коллажа), облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом
виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Детям с общим недоразвитием речи легче вспомнить картинку, а затем и слова.
Значительные трудности у детей с общим недоразвитием речи возникают при
составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует
от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности
композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения
данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.
Следует отметить, что приемами мнемотехники не ограничивается вся
коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи у детей с речевой
патологией. Параллельно с этой работой проводятся речевые игры, которые
помогают детям с нарушением речи научиться классифицировать предметы, развивают
зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание,
наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное
строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и
перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить;
правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать
последовательно готовый текст без помощи педагога; научились самостоятельно
придумывать мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные
рассказы; повысилась познавательная активность детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2023
Дата обновления: 16.01.2023
Дата публикации: 15.09.2022