КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ : «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ш»

22.12.2022

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ : «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ш»

Задачи:

1. Образовательные: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

2. Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • развивать умение составлять правильные предложения из деформированных, подбирая слова по смыслу.

4. Воспитательные:

  • формировать навык самоконтроля за собственной речью, развивать познавательную активность;
  • воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции.

Оборудование: игрушка (мышонок Мыш), схема артикуляции звуков, сигнальный фонарик, карточки «Артикуляционная гимнастика в картинках», пособие «Колючие дорожки»- 2 шт.,  мнемотаблицы чистоговорок,  дыхательный тренажер, предметные картинки со звуком (Ш),  воздушные шарики, «Где спрятался звук?» -игровое лото, цифры 1,2,5.

                             Ход занятия.

1.     Организационный момент.

                                                                                                                                        

Логопед:  Отгадай загадку и ты узнаешь,  кто пришел к нам в гости.

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
      Потому что до темна в норке прячется она (мышь).
                                                                                  (показываю мышку). Правильно к нам  пришел мышонок Мыш. Какой знакомый нам звук есть в имени Мыш?  (Звук [Ш]). Правильно, Мыш  хочет научиться правильно и красиво говорить, и сегодня  мы ему покажем, как мы учимся произносить звук [ш].                                                                                            Логопед: Чтобы у нас все получилось давай вспомним  правила красивой речи:                                                                   Каждый день всегда, везде –                           

          На занятиях, в  игре                                                               Громко, четко говорим,                                                                                                             Никогда мы не спешим,                                                                                                    Говорим всегда красиво,                                                                                                          Четко и не торопливо. 

2.     Характеристика звука.

Логопед выкладывает на стол схему звука [ш]. 

Логопед:  Расскажи  Мышу, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Губы - округляются, зубы - сближены, язык - поднят «чашечкой» к небу, воздушная струя - теплая).

- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый).

 

3.     Артикуляционная гимнастика

Логопед:  Давай вместе с Мышем  сделаем артикуляционную гимнастику.

(используем карточки «Артикуляционная гимнастика в картинках»)

«Заборчик» «Хоботок»

«Обними языком верхнюю губу».

«Качели»

«Вкусное варенье» «Чашечка»

Упражнение на развитие длительного и сильного выдоха - «Подуем на шарик» (используем  тренажер для дыхания) Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.

   

4.Упражнение в произношении звука «Ш»

«Как шуршит мышонок?»  - произношение прерывистого звука ш-ш-ш.

-   «Как лес шумит?» - длительное произношение звука ш-ш-ш.

5.  Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук по массажной дорожке иппликатора Кузнецова. 

Логопед: Давай с мышонком  поиграем, по колючей дорожке погуляем.

 

Мышонок  весело шагает,              (Указательные и средние пальчики  обеих                                                                               Мышонок  слоги называет:             рук как ножки шагают по дорожке)                                                                                                                             ша – шо – шу – ши - ше                                                                                         аш – ош – уш – иш -  эш .                             

    

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики».  Мыш приготовил несколько игр, давай с ним поиграем.

  Логопед:  Подними фонарик, если услышишь в слове звук «Ш»:  шар, синий, шипит, хвостик, воздушный, камыш, кошка, небо, малыш, шуба.

7. Закрепление звука [ш] в словах

   Логопед: Мыш принес картинки. Посмотри и возьми картинки со звуком «ш».  (ребенок собирает картинки и проговаривает названия предметов).  

        Игра «Посмотри и назови»

 (предметные картинки : кукушка, штаны, лукошко, чашка, лягушка, шапка, душ, карандаш)

8. Закрепление навыка звукового анализа слов.

  Игра « Где спрятался звук?

 Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Л: Перед тобой три окошка, в которых живут картинки. Поможем найти им свое окошко (ребенок распределяет картинки по местам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

 

9. Физминутка. Мышонок устал и предлагает отдохнуть, поиграем с ним.Хочу такой сайт

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

 

«Посчитай-ка».

Логопед:   А сейчас мы научим мышонка считать.

согласование существительных с числительными: 1 лягушка , 2 лягушки, 5 лягушек, лукошко, шапка, карандаш, кошка)

 

«Жадина»

 (согласование местоимений «мой»«моя»«моё»«мои» с существительными),  картинки: лукошко, ландыши, шапка, мешок.

 

11. Игра «Путаница» - Мыш перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай  предложения и исправь ошибки.

Мошка ловит лягушку.

Наша мышка поймала кошку.

Камыши сидят в лягушке.

Паша надел голову на шапку.

Ландыши нашли Машу.

В картошку положили мешок.

12. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед: Мышонок  не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая? – Пшенная каша.

Сок из вишни какой? – Вишневый сок

Из  шерсти шапка  какая? – Шерстяная шапка.

Повидло из груш какое? – Грушевое повидло.                                                                   

Конфеты из шоколада какие?  - Шоколадные конфеты.

 

 

13. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.

Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.

Логопед:  Посмотри , что принес Мыш, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давай ему поможем разгадать их, расскажем чистоговорки.

Ребенок рассказывает чистоговорки по мнемотаблицам

У Мишки шишки, шишки у Мишки.

Наша Маша под душем моет шею и уши.

14. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру с Мышем ты хотел бы ещё раз поиграть?

- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук (Ш).

Мышонку понравилось с тобой играть. Чтобы ты о нем не забывал, он приготовил тебе сюрприз со звуком (Ш). Мышонок дарит тебе воздушные шары.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.01.2023

Дата обновления: 08.05.2025

Дата публикации: 22.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».