ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

23.11.2022

1.  «Чего не хватает?» 

Цель:    развитие  способности  на  основе  зрительного  и  мыслительного 

анализа устанавливать закономерность в изображении. 

Дидактический материал: карточка с заданием (рис. 6). 

Описание задания. Воспитатель  предлагает ребенку рассмотреть карточку и 

сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке. 

 

Рис. 6 

2.  «Сыщик» 

Цель: развитие умения декодировать информацию. 

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены 

стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана 

игрушка. 

Описание  задания.  Воспитатель  говорит  ребенку:  «На  листочке  нарисован 

план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – 

диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, 

спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее». 

 

3.  «Сравнение предметов» 

Цель:  развитие  способности  выделять  черты  сходства  и  различия  по 

существенным признакам; развитие мыслительных операций. 

Описание  задания.  Для  сравнения  ребенку  предлагаются  следующие  пары 

слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и 

белка. 

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель 

задает  ребенку  вопросы;  «Ты  видел  бабочку?  А  видел  муху?»  После 

коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. 

Снова воспитатель задает вопросы:  «Похожи бабочка и муха или нет? Чем 

похожи? А чем они отличаются друг от друга?» 

 

4.  «Четвертый лишний» 

Цель:  развитие  умения  классифицировать  предметы  по  существенным 

признакам и обобщать. 

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены 

четыре  предмета;  три  предмета  связаны  между  собой  каким-либо  общим 

признаком, а четвертый — лишний. 

Варианты карточек: 

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок; 

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля; 

3) яблоко, груша, виноград, огурец; 

4) помидор, морковь, машина, картофель; 

5)  шапка, машина, самолет, поезд. 

Описание  задания.  Ребенку  поочередно  показывают  карточки.  Психолог 

говорит:  «Посмотри  на  эти  предметы;  их  —  четыре,  три  предмета  как-то 

связаны  между  собой,  что-то  у  них  есть  общее,  похожее,  а  четвертый  — 

лишний,  его  нужно  убрать.  Покажи  и  назови  этот  предмет».  Если  ребенок 

затрудняется  с  ответом,  психолог  должен  объяснить  правильный  ответ  на 

примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — 

это не обувь, а посуда.) 

 

5.  «Сложи узор» 

Цель:  развитие  способности  к  анализу  и  самоанализу,  умения  решать 

нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. 

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор». 

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с 

нарисованным  на  них  узором.  Он  должен  из  кубиков  выложить  такой  же 

узор. 

 

6.  «Найди лишнее слово» 

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения 

существенных признаков. 

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три Хочу такой сайт

слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и 

должно быть исключено. 

Варианты серий слов: 

1) храбрый, злой, смелый, отважный; 

2) яблоко, слива, огурец, груша; 

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;  

4) платье, свитер, шапка, рубашка; 

5) береза, дуб, сосна, земляника; 

6) мыло, мочалка, шампунь, веник. 

 

7.  «Тонет – не тонет» 

Цель:  развитие  способности  выделять  свойства  предметов;  развитие 

логического мышления. 

Дидактический  материал:  таз  с  водой;  пустой  флакон  и  флакон, 

заполненный  песком;  теннисный  и  металлический  шарики;  деревянный 

брусок и камень; бумажный лист и стакан. 

Описание  задания.  Ребенку  показывают  пустой  флакон  и  флакон, 

заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем 

опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому 

что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не 

тонет,  потому  что  легкий.  Далее  ребенку  дают  в  руки  теннисный  и 

металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? 

Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой 

же  опыт  проделывают  с  деревянным  бруском  и  камнем.  Затем  ребенок,  не 

беря  в  руки  бумажный  лист  и  стакан,  должен  определить,  что  легче,  а  что 

тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду. 

 

8.  «Угадай предмет» 

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения. 

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку 

предметов. 

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и 

называет  характерные  признаки  каждого  изображенного  предмета. 

Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги 

носят  зимой  и  т.д.  После  того  как  все  картинки  проанализированы, 

воспитатель  убирает  их.  Затем  он  достает  по  одной  картинке  и  называет 

ребенку  признаки  предмета,  нарисованного  на  ней  (ребенок  картинку  не 

видит). Ребенок должен назвать предмет. 

 

9.  «Мячик» 

Цель: развитие аналитического мышления. 

Дидактический материал: мяч. 

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне 

мяч  и  называть  любое  слово,  а  я  брошу  мяч  тебе  обратно  и  назову  слово, 

которое  подходит  к  названному  тобой».  Например,  пары  слов:  тучка  – 

дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д. 

 

10. «Мостик» 

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей. 

Дидактический  материал:  5  пар  картинок:  1-ят  –  лес,  гриб;  2-я  –  книга, 

мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка. 

Описание  задания.  Воспитатель  показывает  первую  пару  картинок  и 

говорит,  что  эти  картинки  пока  никак  не  связаны  между  собой.  Ребенок 

должен  придумать  слово,  которое,  как  мостик  соединило  бы  две  разные 

картинки.  Например:  между  картинками  «лес»  и  «гриб»  мостиком  может 

быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2023

Дата обновления: 22.03.2023

Дата публикации: 23.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».