ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
23.11.2022
1. «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного
анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал: карточка с заданием (рис. 6).
Описание задания. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и
сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
Рис. 6
2. «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены
стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана
игрушка.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «На листочке нарисован
план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник –
диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик,
спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».
3. «Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по
существенным признакам; развитие мыслительных операций.
Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары
слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и
белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель
задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После
коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить.
Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем
похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
4. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным
признакам и обобщать.
Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены
четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим
признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;
2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;
3) яблоко, груша, виноград, огурец;
4) помидор, морковь, машина, картофель;
5) шапка, машина, самолет, поезд.
Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог
говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то
связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый —
лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок
затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на
примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка —
это не обувь, а посуда.)
5. «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать
нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с
нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же
узор.
6. «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения
существенных признаков.
Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три
слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и
должно быть исключено.
Варианты серий слов:
1) храбрый, злой, смелый, отважный;
2) яблоко, слива, огурец, груша;
3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
4) платье, свитер, шапка, рубашка;
5) береза, дуб, сосна, земляника;
6) мыло, мочалка, шампунь, веник.
7. «Тонет – не тонет»
Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие
логического мышления.
Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон,
заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный
брусок и камень; бумажный лист и стакан.
Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон,
заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем
опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому
что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не
тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и
металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче?
Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой
же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не
беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что
тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.
8. «Угадай предмет»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.
Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку
предметов.
Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и
называет характерные признаки каждого изображенного предмета.
Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги
носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы,
воспитатель убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет
ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не
видит). Ребенок должен назвать предмет.
9. «Мячик»
Цель: развитие аналитического мышления.
Дидактический материал: мяч.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне
мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово,
которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка –
дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.
10. «Мостик»
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-ят – лес, гриб; 2-я – книга,
мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.
Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и
говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок
должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные
картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может
быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2023
Дата обновления: 22.03.2023
Дата публикации: 23.11.2022