Картотека дидактических игр и упражнений на развитие наглядно-действенного мышления

25.03.2022

«Покатаем зайчиков!» 

Цель: формировать обобщённые представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни. 

Оборудование: два зайчика; две тележки - одна с веревкой, другая без веревки. 

Ход  игры.  Педагог  приглашает  детей  в  игровой  уголок.  В  гости  к  детям  приходят  два зайчика.  Они  хотят  покататься  в  тележках.  Педагог  сажает  зайчиков  в  обе  тележки, приглашает двоих детей и просит покатать зайчиков. Он обращает внимание всех детей на то, что тележку без веревки возить неудобно, поэтому надо привязать веревку к тележке. Педагог привязывает к тележке веревку, показывая детям, как нужно правильно взяться за веревку. Дети по очереди катают зайчиков. 

 

«Куклы пришли в гости» 

Цель: формировать представления об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение. 

Оборудование: детская мебель, детская посуда, конфеты, две куклы. 

Ход игры. Проводится в игровом уголке. Педагог обыгрывает неожиданный приход двух кукол к детям в гости. Затем говорит, что гостей надо угощать чаем. Педагог сажает кукол 

за стол и спрашивает детей, что надо поставить на стол, чтобы угостить кукол чаем. Если дети не отвечают, педагог спрашивает: «Из чего пьют чай?» Затем просит детей достать из буфета чашки, блюдца, ложки, вазу и расставить все на стол. Один ребенок разливает чай (из чайника), другой - мешает его в чашках, третий - угощает кукол конфетами. В конце игры педагог уточняет, что люди пьют чай из чашек, и кукол тоже надо поить из чашек. 

 

«Полей цветок!» 

Цель:  научить  детей  использовать  предметы,  имеющие  фиксированное  назначение, формировать представление об использовании предметов-орудий в деятельности, научить 

подражать действиям взрослого. 

Оборудование: набор предметов: лейка, банка, чашка; комнатное растение. 

Ход  игры.  Дети  сидят  за  столами,  перед  ними  на  стол  ставят  комнатное  растение.  В дальнем  углу  комнаты  стоит  ведро  с  водой.  В  стороне,  на  другом  столе  стоят  чашка, лейка, банка. Педагог просит детей полить цветок. В случае затруднения педагог просит ребенка (или двух детей) набрать из ведра воду в руки, обращает внимание детей на то, что вода из рук выливается. Затем говорит о том, что есть разные предметы - в них удобно набирать  воду.  Педагог  просит  детей  по  очереди  принести  воду  в  разных  предметах. После  действия  детей,  он  обобщает  в  слове  полученный  детьми  практический  опыт: 

«Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее всего из лейки». 

 

«Достань машинку!» 

Цель: познакомить детей с различными вспомогательными средствами или орудиями, со способами  их  использования  в  тех  случаях,  когда  предмет-орудие  специально  не 

изготавливается и способ действия с ним не предусматривается. 

Оборудование: заводная машинка, лопатка с длинной палочкой. 

Ход игры. Педагог заводит машинку, которая «случайно» заезжает под шкаф. Ребенок не может достать игрушку рукой. Педагог просит его достать машинку,  а затем с ней по-

играть. Для этого ребенок должен использовать лопатку, которая лежит вне поля зрения его,  на  подоконнике.  Если  ребенок  пытается  доставать  игрушку  рукой,  надо  дать  ему убедиться,  что  рукой  достать  игрушку  нельзя.  Педагог  направляет  ребенка  на  поиск 

орудия  и  говорит:  «Давай  поищем,  что  тебе  поможет  достать  машинку».  При необходимости указывает жестом на лопатку: «Посмотри, может там есть что-то, что тебе 

поможет».  При  затруднении  педагог  говорит:  «Возьми  эту  лопатку,  попробуй  этой лопаткой достать машинку». Затем организуется игра с заводной машинкой. В конце игры 

педагог напоминает: «Надо всегда искать, что поможет достать игрушку». 

 

«Достань мяч!» 

Цель:  формировать  представления  об  использовании  вспомогательных  средств  в проблемной практической ситуации. 

Оборудование: мяч, сачок с длинной палочкой. 

Ход игры. Игра проводится в зале. Играя с детьми в мяч, педагог «случайно» закатывает его под шкаф. Чтобы достать мяч, дети должны использовать сачок с длинной палочкой, Хочу такой сайт

который  нужно  принести  из  групповой  комнаты.  При  затруднении  педагог  напоминает детям, что в групповой комнате лежит предмет, который поможет им достать мяч. После выполнения задания педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо всегда искать, 

что поможет». 

 

«Угостим куклу чаем!» 

Цель: учить определять причины, нарушившие привычный ход действия или явления. 

Оборудование: кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда. 

Ход игры. Педагог предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за 

столом. У стола - три ножки, а четвертая, отломанная, лежит недалеко от стола. Посуда находится  на  другом  столе.  (Условия:  когда  на  стол,  за  которым  сидит  кукла,  ставят посуду, стол падает). Ребенок должен обнаружить причину падения стола, т.е. отсутствие одной ножки, найти ее и вставить на место. Педагог предлагает ребенку напоить куклу чаем. Он уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету  и  ставит  на  стол.  Когда  стол  падает,  педагог  спрашивает:  «Что  случилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ребенку найти причину падения стола - нет одной ножки. Вместе ищут ножку, вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со столом? Почему он упал? Что 

ты сделал, чтобы стол не падал?». 

 

 «Воздушные шары» 

Цель:  познакомить  детей  с  проблемными  практическими  ситуациями,  учить анализировать эти ситуации и использовать предметы заместители. 

Оборудование: шесть воздушных шаров с длинными ленточками. 

Ход игры. Педагог приносит в учебную комнату несколько воздушных шаров. К шарам заранее  прикреплены  длинные  ленточки.  Дети  бросают  шары  вверх  и  пытаются  их 

поймать. Несколько шаров падает на шкаф. Педагог предлагает детям достать шары со шкафа. Дети тянут шары за ленточки, если могут достать, если же нет, должны догадаться использовать вспомогательное средство: скамейку, стул и так далее. 

 

«Достань тележку!» 

Цель:  формирование  способов  ориентировки  в  условиях  проблемной  практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач. 

Оборудование: тележка с кольцом, тесьма. 

Ход игры. На столе, на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с кольцом. На тележке лежат привлекательные маленькие игрушки, а через петлю продета свободно скользящая тесьма, оба свободных конца которой разведены (на 30 см) и легко доступны ребенку. Для подтягивания тележки с игрушками надо использовать оба конца одновременно. Ребенок должен догадаться подтянуть к себе тележку за оба конца тесьмы  одновременно.  Если  же  он  тянет  тесьму  за  один  конец,  она  выскальзывает  из кольца, а тележка остается недосягаемой. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что надо тянуть  за  оба  конца  тесьмы.  Поэтому  надо  дать  ему  возможность  несколько  раз самостоятельно  достичь  цели.  Если  же  он  все-таки  не  догадался  тянуть  за  оба  конца, педагог медленно показывает способ действия. После чего ребенку дается возможность самостоятельно выполнить задание. В конце игры педагог обобщает в речи правильный способ действия: «Эту тесьму надо тянуть за оба конца, а если тянешь за один, то другой конец выскальзывает». 

 

 

«Плавает или тонет?» 

Цель: учить определять причинно-следственные связи. 

Оборудование: набор парных предметов: карандаш, деревянный и металлический шарики, 

деревянная и металлическая линейки, металлическая и деревянная пуговицы, деревянный и  металлический  кораблики,  металлическое  и  денное  колечки,  деревянное  и металлическое  колеса,  деревянный и  металлическая  миски,  сачок,  бассейн  с  водой  (или таз).  

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы нужные для игры. Затем сообщает им, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что тонет. Детям дают предметы в случайном  порядке,  а  не  попарно,  и  они  отвечают  заранее,  поплывет  ли  этот  предмет  или утонет.  Затем  дети  опускают  по  одному  предмету  в  воду.  Все  вместе  наблюдают  и говорят:  «Плавает!»  Те  предметы,  что  плавают,  кладут  в  одну  коробку,  а  те,  которые тонут,  -  в  другую.  При  доставании  предметов  из  воды  пользуется  сачок.  Педагог спрашивает: «Какие предметы мы ниш в эту коробку, а какие - в эту коробку?» Затем он уточняет: «Теперь посмотрите и скажите: «Какие плавали, а какие нули?» Дети делают обобщение: «Деревянные - плавают, а железные(металлические) - тонут». 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.03.2023

Дата обновления: 23.03.2023

Дата публикации: 25.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».