Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха

27.01.2023

Упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Пред­лагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз. )

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).

Игра «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь по­ближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитиру­ют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3—4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они  об­лизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу {показ). Гла­дят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)

Игра «Покормим птенчиков»

Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и ма­шут крылышками (дети повторяют движения за воспитате­лем и произносят   звукосочетание).

—■ Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат.({Дети произносят: «Пи-пи-пи».)

—    Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх), тенчики широко рас­крывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети по­шире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птен­чики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Часы»

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом...». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак...». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соот­ветствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сна­чала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются деть­ми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют  (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов). 

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слыш­но: «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5—6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5—6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком...

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком...

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Упражнение «На приеме у врача»

Воспитатель. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К ко­му врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют).

Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.

Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)

К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты).

Врач сказал, что зубы у всех здоровы.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шари­ку; на каждый стол по два кубика.

Упражнение «Забей мяч в ворота»Хочу такой сайт

На  каждый стол — на противоположный от детей край — ставится  по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети  дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я пока­жу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете иг­рушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети

выполняют действия.

Упражнение «Заморозим руку»

 Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см,произносят:

» Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.

Упражнение «Маятник»

Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ), и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.  

Игра «Отгадай слово»

Воспитатель   (выставляет на фланелеграф картинки с  изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша...», а вы должны сказать: «Лошадь»  или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет пра­вильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу)? (Мишка. Кула.) Нет, неправильно. Это... (дети хо­ром называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения), как называется эта игрушка... Скажи, Вова, погромче... Мишка, теперь ты скажи правильно. Мо­лодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, миш­ка (показывает зайку)? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, пра­вильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово... Мишка, теперьты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других иг­рушек: пирамидка (пирадка), машина (шимина). Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает боль­шой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показы­вает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети по­вторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кру­жок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По­скакали лошадки... Лошадки отдыхают... Поехал поезд, за­стучал колесами... Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.03.2023

Дата обновления: 23.03.2023

Дата публикации: 27.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».