Игры со словами для развития речи. Консультация логопеда.
11.11.2023
Игры со словами – игры, направленные на усвоение родного языка.
Ребенок не имеет врожденных знаний родного языка, но он обладает способностями к его освоению. Развитие речи происходит лишь при активном общении ребенка с окружающими людьми. Слово является выражением наших мыслей, таким образом, стимулируя речевое развитие ребенка, мы одновременно способствуем развитию
мышления и интеллекта. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра.
Поэтому естественно, что более эффективное освоение речи детьми тоже будет происходить в игре. Речь состоит из нескольких компонентов:
Звукопроизношение;
Фонематическое восприятие;
Словарный запас;
Грамматический строй речи;
Связная речь.
Игры со словами почти не требуют специального оборудования. В эти игры можно играть
в пути, во время ожидания, в любую свободную минутку. Ограничивается использование
этих игр только фантазией взрослого.
Игры на закрепление правильного звукопроизношения
Звуки в речи детей появляются самостоятельно по подражанию. Не надо форсировать
время и заставлять ребенка, например, «рычать», если его артикуляционный аппарат
еще не готов к произнесению этого звука. При возникновении каких-либо вопросов по звукопроизношению необходимо обращаться к логопеду.
Игра «Обезьянки»
Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков можно поиграть в игру «Обезьянки». Обезьянки любят кривляться и повторять друг за другом. Мама делает
разные движения языком: вверх, вниз, за щеку, за верхнюю губу, за нижние зубки и др. А ребенок повторяет.
Игра «Котенок»
Можно поиграть в котенка. Язычок – котенок вышел погулять, на солнышке понежился (язык спокойно лежит на нижней губе), потянулся (язык тянется к носу), испугался и
убежал (спрятать язык за зубы), выгнул спинку (язык упирается за нижними зубами, а спинка языка поднимается), лакал молочко (лакательные движения языком) и т. д. Или
придумать и показывать свои сказки про приключения язычка.
Скороговорки
Для закрепления правильного звукопроизношения используют различные чистоговорки и скороговорки, насыщенные отрабатываемым звуком. Например:
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам,
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
У зайки Бубы заболели зубы.
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Игры для развития фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – различение речевых звуков на слух. Во время игр обязательно звуки нужно называть как звук «б», а не как букву «бэ».
Игры:
«Поймай звук» - договориться с ребенком, что как только слышится определенный звук, например, «С», нужно хлопнуть в ладоши, или топнуть, или подпрыгнуть, или присесть. Потом мама отчетливо произносит разные слова, как с искомым звуком, так и без него. А ребенок, услышав звук, топает, хлопает или прыгает. Сначала нужно стараться подбирать слова, чтобы заданный звук находился в начале слова. В
дальнейшем игру можно усложнить и искать звук не только в начале, но и в середине или в конце слова.
«Звуковая мозаика» - можно использовать обычную мозаику и выкладывать узор.
Договориться выкладывать узор с одного уголочка, например, справа налево, не пропуская ни одного отверстия. Сначала лучше брать фишки 2 цветов – красные, обозначают слова, начинающиеся на звук «К», синие, обозначают слова
начинающиеся на «С». Мама называет слова: кот, слон, кабель, сок, конь, конфета, корабль, сани, куртка, стул, кровать, и т.д. Ребенок выкладывает соответствующий
узор. В дальнейшем можно игру усложнить и добавить фишки других цветов: зеленые, для обозначения слов на звук «З», белые – на звук «Б».
В эту игру можно играть и на картонном поле, например, размером 3х3, 4х4 или 5х5 клеток. И для фишек использовать разноцветный картон: черный – для звука «Ч», розовый – для «Р», малиновый – для «М» и т. д.
«Звуковая цепочка» - каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Аист – танк – кот – трактор – рубаха – абрикос – самолет – трамвай – йогурт – тетрадь – дятел – лист – и т.д.
«Доскажи словечко» - начинать рассказывать стихотворные строчки, а ребенок
договаривает последнее слово. Например:
Красный клюв, из перьев шубка - ну, конечно, это… (утка).
Возводит дом для нас строитель, а у доски стоит…(учитель).
Весело играла скрипка, на лице у всех… (улыбка).
Над котом кружилась муха, навострил Василий… (ухо).
На редкость сытна и вкусна из окуней и щук… (уха).
Свернулись под кустом ежи, а рядом — скользкие…(ужи).
Можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто или С. Маршака.
«Рифмы» - нужно подбирать слова, которые заканчиваются одинаково.
Например, лиса – краса, малыши – голыши, пень – день, палка – галка, и т. д.
«Замени звук» - договориться заменить первый звук.
Например, на «К»:
Волос – колос,
Ложа – кожа,
Пол – кол,
Палач – калач,
Ворона – корона,
Маша – каша,
Бровь – кровь,
Рот – кот, и т.д.
заменить один звук на другой.
Например, «З» меняем на «С»:
Роза – роса,
Коза – коса,
Лиза – лиса,
Захар – сахар,
Зоя – соя,
Базы – басы.
Змей – смей,
Зайка – сайка.
Игры для расширения и активизации словарного запаса
Игры для расширения и активизации словарного запаса.
«Наоборот» - предложить ребенку повредничать и называть слова наоборот:
Большой – маленький,
Широкий – узкий,
Длинный – короткий,
Веселый – грустный,
Здоровый – больной,
День – ночь,
Зима – лето,
Темно – светло,
Холодно – тепло,
Собирать – разбрасывать, и т.д.
Называть можно различные части речи прилагательные, наречия, глаголы, существительные.
«Назови одним словом» - мама называет ряд слов, а ребенок определяет, к какому
обобщающему понятию они относятся.
Морковь, капуста, огурец – овощи.
Яблоко, груша, апельсин – фрукты.
Малина, земляника, черника – ягоды.
Тополь, береза, ель – деревья.
Куртка, свитер, шорты – одежда.
Утюг, холодильник, пылесос – бытовая техника или электроприборы.
Зима, лето, осень – временя года.
Учитель, врач, продавец – профессии.
Гимнастика, биатлон, хоккей – виды спорта, и т.д.
«Я знаю» - игра начинается словами « Я знаю…» называется число и обобщающая
категория слов. Каждое слово в этой игре можно сопровождать хлопком в ладоши или
ударом мяча.
Например, «Я знаю 5 овощей: свекла - 1, репа – 2, редис – 3, картошка – 4, кабачок – 5».
Или « Я знаю 7 цветков: ромашка - 1, колокольчик - 2, незабудка – 3, астра – 4, гладиолус
– 4, роза – 5, фиалка – 6, георгин – 7», и т.д.
«Из чего сделан?» - игра на развитие навыка образования прилагательных из
существительных.
Из кожи – кожаный, из резины – резиновый, из меди – медный, из бумаги – бумажный, из
шелка – шелковый, из шерсти – шерстяной, и т.д.
«Приготовь блюдо»
Из овощей будем делать овощной сок. Из картошки – картофельный, из помидора –
томатный, из морковки – морковный, из свеклы – свекольный, из лука – луковый, и т.д.
Из фруктов будем делать фруктовый компот. Из яблок – яблочный, из апельсина –
апельсиновый, из персика - персиковый, из слив – сливовый…
Из ягод сварим ягодное варенье. Из земляники – земляничное, из черники – черничное,
из малины – малиновое, из клюквы – клюквенное…
Игры на формирование грамматического строя речи
Грамматический строй речи – это общие закономерности согласования слов в
предложениях, согласования по числам, родам, правильное употребление предлогов.
«Жадина» - предлагается пожадничать в игре, при этом, не забывая объяснить
ребенку, что в жизни нужно быть щедрым и делиться с другими. В этой игре нужно все
слова называть своими. Например, Мяч – мой, кукла – моя, окно – мое, ножницы –
мои… В этой игре отрабатывается согласование слов по родам и числам.
«Что бывает?» В игре нужно придумать слова - предметы, про которые можно
сказать, например, «ОН Красный» - мяч, стол, карандаш, автомобиль… Но не
машина, потому что машина – она красная. Таким образом, можно загадывать любой
признак и для него подбирать слова – названия предметов, согласовывая их по родам
и числам.
«Я уже сделал» - игра на закрепление навыка согласования глаголов.
Мама: Я иду… Ребенок: Я уже пришел… Я рисую – я нарисовал, я читаю – я прочитал, я
играю – я поиграл…
«Прятки» - игра на усвоение предложно - падежных форм.
В комнате прячется игрушка. Начинаются ее поиски, при этом проговаривается: Может
кукла под столом? На столе? За диваном? В шкафу? За шторой? Ура, нашли. Откуда
взяли? Из-за шторы.
Игры на развитие связной речи
Придумывание рассказов по картинкам или сериям картинок.
Придумывание различных небылиц.
«Продолжи рассказ» - Каждое новое предложение начинается с последнего слова в
предыдущем предложении.
Например, «Я иду по улице. По улице бегут ручьи. Ручьи несут разный мусор и щепки. Из
щепки можно сделать кораблик. Кораблик отправится в путешествие. Путешествие будет
долгим, трудным и интересным. Интересные истории потом расскажет капитан
корабля…».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2023
Дата обновления: 24.11.2023
Дата публикации: 11.11.2023