Игры со словами для развития речи. Консультация логопеда.

11.11.2023


Игры со словами – игры, направленные на усвоение родного языка. 

Ребенок не имеет врожденных знаний родного языка, но он обладает способностями к его освоению. Развитие речи происходит лишь при активном общении ребенка с окружающими людьми. Слово является выражением наших мыслей, таким образом, стимулируя речевое развитие ребенка, мы одновременно способствуем развитию 

мышления и интеллекта. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. 

Поэтому естественно, что более эффективное освоение речи детьми тоже будет происходить в игре. Речь состоит из нескольких компонентов: 

  Звукопроизношение; 

  Фонематическое восприятие; 

  Словарный запас; 

  Грамматический строй речи; 

  Связная речь. 

Игры со словами почти не требуют специального оборудования. В эти игры можно играть 

в пути, во время ожидания, в любую свободную минутку. Ограничивается использование 

этих игр только фантазией взрослого. 

 

Игры на закрепление правильного звукопроизношения 

Звуки в речи детей появляются самостоятельно по подражанию. Не надо форсировать 

время и заставлять ребенка, например, «рычать», если его артикуляционный аппарат 

еще не готов к произнесению этого звука. При возникновении каких-либо вопросов по звукопроизношению необходимо обращаться к логопеду. 

Игра «Обезьянки» 

Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков можно поиграть в игру «Обезьянки». Обезьянки любят кривляться и повторять друг за другом. Мама делает 

разные движения языком: вверх, вниз, за щеку, за верхнюю губу, за нижние зубки и др. А ребенок повторяет. 

Игра «Котенок» 

Можно поиграть в котенка. Язычок – котенок вышел погулять, на солнышке понежился (язык спокойно лежит на нижней губе), потянулся (язык тянется к носу), испугался и 

убежал (спрятать язык за зубы), выгнул спинку (язык упирается за нижними зубами, а спинка языка поднимается), лакал молочко (лакательные движения языком) и т. д. Или 

придумать и показывать свои сказки про приключения язычка. 

Скороговорки 

Для закрепления правильного звукопроизношения используют различные чистоговорки и скороговорки, насыщенные отрабатываемым звуком. Например: 

  Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб. 

  Уж пожаловал ежам 

Новых дюжину пижам, 

Прежние пижамы 

Исколоты ежами. 

  У зайки Бубы заболели зубы. 

  Мама Милу мыла мылом, 

Мила мыло не любила. 

  Котик ниток клубок укатил в уголок. 

Укатил в уголок котик ниток клубок. 

  Кукушка кукушонку купила капюшон, 

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. 

 

Игры для развития фонематического восприятия 

Фонематическое восприятие – различение речевых звуков на слух. Во время игр обязательно звуки нужно называть как звук «б», а не как букву «бэ». 

Игры: 

  «Поймай звук» - договориться с ребенком, что как только слышится определенный звук, например, «С», нужно хлопнуть в ладоши, или топнуть, или подпрыгнуть, или присесть. Потом мама отчетливо произносит разные слова, как с искомым звуком, так и без него. А ребенок, услышав звук, топает, хлопает или прыгает. Сначала нужно стараться подбирать слова, чтобы заданный звук находился в начале слова. В 

дальнейшем игру можно усложнить и искать звук не только в начале, но и в середине или в конце слова. 

  «Звуковая мозаика» - можно использовать обычную мозаику и выкладывать узор. 

Договориться выкладывать узор с одного уголочка, например, справа налево, не пропуская ни одного отверстия. Сначала лучше брать фишки 2 цветов – красные, обозначают слова, начинающиеся на звук «К», синие, обозначают слова 

начинающиеся на «С». Мама называет слова: кот, слон, кабель, сок, конь, конфета, корабль, сани, куртка, стул, кровать, и т.д. Ребенок выкладывает соответствующий 

узор. В дальнейшем можно игру усложнить и добавить фишки других цветов: зеленые, для обозначения слов на звук «З», белые – на звук «Б». 

В эту игру можно играть и на картонном поле, например, размером 3х3, 4х4 или 5х5 клеток. И для фишек использовать разноцветный картон: черный – для звука «Ч», розовый – для «Р», малиновый – для «М» и т. д. 

  «Звуковая цепочка» - каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Аист – танк – кот – трактор – рубаха – абрикос – самолет – трамвай – йогурт – тетрадь – дятел – лист – и т.д. 

  «Доскажи словечко» - начинать рассказывать стихотворные строчки, а ребенок 

договаривает последнее слово. Например: 

Красный клюв, из перьев шубка - ну, конечно, это… (утка). 

Возводит дом для нас строитель, а у доски стоит…(учитель). 

Весело играла скрипка, на лице у всех… (улыбка). 

Над котом кружилась муха, навострил Василий… (ухо). 

На редкость сытна и вкусна из окуней и щук… (уха). 

Свернулись под кустом ежи, а рядом — скользкие…(ужи). 

Можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто или С. Маршака. 

  «Рифмы» - нужно подбирать слова, которые заканчиваются одинаково. 

Например, лиса – краса, малыши – голыши, пень – день, палка – галка, и т. д. 

  «Замени звук» - договориться заменить первый звук. 

Например, на «К»: 

Волос – колос, 

Ложа – кожа, 

Пол – кол, 

Палач – калач, 

Ворона – корона, 

Маша – каша, 

Бровь – кровь, 

Рот – кот, и т.д. 

  заменить один звук на другой. 

Например, «З» меняем на «С»: 

Роза – роса, 

Коза – коса, 

Лиза – лиса, 

Захар – сахар, 

Зоя – соя, 

Базы – басы. 

Зима – Сима, Хочу такой сайт

Змей – смей, 

Зайка – сайка. 

 

Игры для расширения и активизации словарного запаса 

Игры для расширения и активизации словарного запаса. 

  «Наоборот» - предложить ребенку повредничать и называть слова наоборот: 

Большой – маленький, 

Широкий – узкий, 

Длинный – короткий, 

Веселый – грустный, 

Здоровый – больной, 

День – ночь, 

Зима – лето, 

Темно – светло, 

Холодно – тепло, 

Собирать – разбрасывать, и т.д. 

Называть можно различные части речи прилагательные, наречия, глаголы, существительные. 

  «Назови одним словом» - мама называет ряд слов, а ребенок определяет, к какому 

обобщающему понятию они относятся. 

Морковь, капуста, огурец – овощи. 

Яблоко, груша, апельсин – фрукты. 

Малина, земляника, черника – ягоды. 

Тополь, береза, ель – деревья. 

Куртка, свитер, шорты – одежда. 

Утюг, холодильник, пылесос – бытовая техника или электроприборы. 

Зима, лето, осень – временя года. 

Учитель, врач, продавец – профессии. 

Гимнастика, биатлон, хоккей – виды спорта, и т.д. 

  «Я знаю» - игра начинается словами « Я знаю…» называется число и обобщающая 

категория слов. Каждое слово в этой игре можно сопровождать хлопком в ладоши или 

ударом мяча. 

Например, «Я знаю 5 овощей: свекла - 1, репа – 2, редис – 3, картошка – 4, кабачок – 5». 

Или « Я знаю 7 цветков: ромашка - 1, колокольчик - 2, незабудка – 3, астра – 4, гладиолус 

– 4, роза – 5, фиалка – 6, георгин – 7», и т.д. 

  «Из чего сделан?» - игра на развитие навыка образования прилагательных из 

существительных. 

Из кожи – кожаный, из резины – резиновый, из меди – медный, из бумаги – бумажный, из 

шелка – шелковый, из шерсти – шерстяной, и т.д. 

«Приготовь блюдо» 

Из овощей будем делать овощной сок. Из картошки – картофельный, из помидора – 

томатный, из морковки – морковный, из свеклы – свекольный, из лука – луковый, и т.д. 

Из фруктов будем делать фруктовый компот. Из яблок – яблочный, из апельсина – 

апельсиновый, из персика - персиковый, из слив – сливовый… 

Из ягод сварим ягодное варенье. Из земляники – земляничное, из черники – черничное, 

из малины – малиновое, из клюквы – клюквенное… 

 

Игры на формирование грамматического строя речи 

Грамматический строй речи – это общие закономерности согласования слов в 

предложениях, согласования по числам, родам, правильное употребление предлогов. 

  «Жадина» - предлагается пожадничать в игре, при этом, не забывая объяснить 

ребенку, что в жизни нужно быть щедрым и делиться с другими. В этой игре нужно все 

слова называть своими. Например, Мяч – мой, кукла – моя, окно – мое, ножницы – 

мои… В этой игре отрабатывается согласование слов по родам и числам. 

  «Что бывает?» В игре нужно придумать слова - предметы, про которые можно 

сказать, например, «ОН Красный» - мяч, стол, карандаш, автомобиль… Но не 

машина, потому что машина – она красная. Таким образом, можно загадывать любой 

признак и для него подбирать слова – названия предметов, согласовывая их по родам 

и числам. 

  «Я уже сделал» - игра на закрепление навыка согласования глаголов. 

Мама: Я иду… Ребенок: Я уже пришел… Я рисую – я нарисовал, я читаю – я прочитал, я 

играю – я поиграл… 

  «Прятки» - игра на усвоение предложно - падежных форм. 

В комнате прячется игрушка. Начинаются ее поиски, при этом проговаривается: Может 

кукла под столом? На столе? За диваном? В шкафу? За шторой? Ура, нашли. Откуда 

взяли? Из-за шторы. 

 

Игры на развитие связной речи 

  Придумывание рассказов по картинкам или сериям картинок. 

  Придумывание различных небылиц. 

  «Продолжи рассказ» - Каждое новое предложение начинается с последнего слова в 

предыдущем предложении. 

Например, «Я иду по улице. По улице бегут ручьи. Ручьи несут разный мусор и щепки. Из 

щепки можно сделать кораблик. Кораблик отправится в путешествие. Путешествие будет 

долгим, трудным и интересным. Интересные истории потом расскажет капитан 

корабля…». 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2023

Дата обновления: 24.11.2023

Дата публикации: 11.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».