Синдром дефицита внимания и гиперактивности
09.12.2023
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т.П. Хризман
Ребенок
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью неугомонный, невнимательный,
непослушный, импульсивный, доставляет множество хлопот. Гиперактивность, или
черезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления.
Утомление у
ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и
вовремя отдыхает. У ребенка она проявляется в виде перевозбуждения и слабом
контроле своих действий.
Дефицит активного внимания –
неспособность удерживать внимание на чем-либо в течении определенного отрезка
времени. Это произвольное внимание. Для него нужна мотивация, понимание
необходимости сосредоточиться.
Импульсивность – неспособность
затормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не
подумав, не умеют подчиниться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
Характерной
чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При
этом мозг ребенка продуктивно работает 5-15 минут в зависимости от возраста
ребенка, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот
момент ребенок «выпадает» из общего ритма работы и не слышит педагога, не может
совершить какое-либо действие и не помнит об этом. Чтобы оставаться в сознании,
таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности –
вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело ребенка будут
неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Если в семье
равные, спокойные отношения, то гиперактивность может не проявляться. Но
попадая в школу, где много внешних раздражителей, ребенок начинает
демонстрировать весь набор признаков синдрома дефицита внимания и
гиперактивности. У детей с гиперактивностью наблюдается слабая моторная
координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них
характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности
внутренней речи, контролирующей социальное поведение. Среди таких детей могу
быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети
могут иметь хороший общий интеллект, но развивать его в полной мере мешают
нарушения развития.
Ребенок имеет
дефицит внимания, если он:
- не обращает
внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом
поддерживает внимание в работе и игре;
- не слушает,
что ему говорят;
- не в состоянии
следовать инструкциям;
- не может
организовать игру или деятельность;
- имеет
сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
- часто и легко
отвлекается;
- бывает
забывчив.
Ребенок
гиперактивен, если он:
- совершает суетливые движения руками и
ногами;
- часто
вскакивает со своего места;
- гиперподвижен
в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- не может
играть в «тихие» игры;
- всегда
находится в движении;
- очень много
говорит.
Ребенок
импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или
совершить действия), если он:
- отвечает на вопрос, не слушая его;
- не может
дождаться своей очереди;
- вмешивается в
разговор и игры других.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2023
Дата обновления: 10.12.2023
Дата публикации: 09.12.2023