Картотека дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей старшего возраста.

06.02.2024


Дидактическая игра 

«Так бывает или нет» 

Цели:  учить  замечать  непоследовательность  в  суждениях,  развивать логическое мышление. 

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: 

• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.  «Летом,  когда  ярко  светило  солнце,  мы  с  ребятами  вышли  на прогулку.  Сделали  из  снега  снеговика  и  стали  кататься  на  санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.» 


Дидактическая игра «Третий лишний» (растения) 

Цели:  закрепить  знания  детей  о  многообразии  растений,  развивать  память, быстроту реакции. 

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники, одно из  которых  «лишнее».  Например,  клен,  липа,  сирень.  Дети  должны определить,  какое  из  них  «лишнее»  и  хлопнуть  в  ладоши.  (Клен,  липа  — деревья, сирень — кустарник) или два лиственных дерева, а одно хвойное. 


Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?» 

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, 

развивать внимание, память, речь. 

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — 

нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, 

причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если 

ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и 

вечером». Ведущим может быть ребенок


 Кто подберет больше слов

Дидактическая задача: Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас. 

Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам. 

Игровые действия: 

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. 

Что можно шить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.). 

Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т.д.). 

Что можно штопать? (носки, чулки, варежки, шарф и т.д.). 

Что можно завязывать? (шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т.д.). 

Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т.д.). 

Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги и т.д.). 

Что можно «надвинуть» на голову? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.). 

Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы. 

Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов. 


Дидактическая игра «Узнай, чей лист» 

 

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание. 

 

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями. 

 

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение» 

 

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. 

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или 

загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 

 

Дидактическая игра

 «Кто же я?» 

 

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание. 

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым 

назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, 

получает фишку. 

 

Дидактическая игра 

«У кого кто» 

 

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память. 

 

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. 

 

«Кто (что) летает?» 

 

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память. 

 

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. 

 

Дидактическая игра

 «Что за насекомое?» 

 

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание. 

 

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. 

Затем свои вопросы задает другая подгруппа. 

Дидактическая игра «Кому что нужно?» 

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, 

необходимые людям определенной профессии; развивать внимание. 

 

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.


Игра «Что бывает...». 

 

Цель: развивать логическое мышление. 

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы 

следующего порядка: 

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.) 

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.) 

- Что бывает низким (высоким)? 

- Что бывает красным (белым, желтым)? 

- Что бывает длинным (коротким)? 


Игра «Зоопарк». 

Цель: развивать связную речь. 

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы. 

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану: 

1. Внешний вид. 

2. Чем питается. 

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого 

она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто 

должен отгадывать описываемое животное. 

 

«Природа и человек». 

 

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что 

дает человеку природа. 

 

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает 

одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок 

отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по 

всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что 

создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не 

сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и 

назовет слово, то снова принимается в игру. 

 

 «Из чего сделано». 

 

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из 

какого материала изготовлен предмет. 

Ход игры: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен 

перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него 

можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.) 


«Что бывает...». 

 

Цель: развивать логическое мышление. 

Ход игры: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы 

следующего порядка: 

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.) 

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.) 

- Что бывает низким (высоким)? Хочу такой сайт

- Что бывает красным (белым, желтым)? 

- Что бывает длинным (коротким)? 

 

"Раз, два, три… ко мне беги!" 

 

Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-

либо свойства системы. 

Ход игры:  

 

В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья,  ко мне беги!" 

В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле,  ко мне беги! 

В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь,  ко мне беги!" 

В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему 

подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не 

подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… 

В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки 

В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" 

 

Игра «Противоположности». 

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. 

Игровой материал и наглядные пособия: фишки. 

 

Описание: предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-

противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. 

Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой 

части игры составляются пары - имена существительные; затем - 

прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - 

открыть, высоко - низко). 

 

«Закончи предложение». 

 

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в 

правильном выборе слов. 

 

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, 

потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег 

потому, что наступила… 

«Назови растение с нужным звуком». 

 

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. 

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых 

начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл. 

 

«Назови три предмета». 

 

Цель: упражнять детей в классификации предметов. 

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д 

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч 

ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек». 

 

«Добавь слог». 

 

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления. 

 

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его 

должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. 

Дополнивший слово бросает мяч воспитателю. 

 

«Кто где живёт?» 

 

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. 

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного 

падежа с предлогом «в». 

 

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а 

ребёнок, возвращая мяч, отвечает. 

Вариант 1. 

 

Кто живёт в дупле? -Белка. 

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. 

Кто живёт в гнезде? -Птицы. 

Кто живёт в будке? -Собака. 

 

Кто живёт в улье? -Пчёлы 

Кто живёт в норе? -Лиса. 

Кто живёт в логове? -Волк. 

Кто живёт в берлоге? -Медведь. 

 

Вариант 2. 

 

Где живёт медведь? -В берлоге. 

Где живёт волк? -В логове. 


«Горячий – холодный» 

 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных 

признаков предметов или слов-антонимов. 

 

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а 

ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. 

 

педагог: -Дети: 

Горячий -холодный 

Хороший -плохой 

Умный -глупый 

Весёлый -грустный 

Острый -тупой 

Гладкий -шероховатый 


«Кто кем был?» 

 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных 

окончаний. 

 

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или 

животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) 

был раньше названный объект: 

Цыплёнок – яйцом  

Хлеб – мукой 

Лошадь – жеребёнком 

 Шкаф – доской 

Корова – телёнком 

 Велосипед – железом 

Дуб – жёлудем  

Рубашка – тканью 

Рыба – икринкой  

Ботинки – кожей 

Яблоня – семечкой 

Дом – кирпичём 

Лягушка – головастиком  

Сильный – слабым 

Бабочка – гусеницей  

Взрослый – ребёнком 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.02.2024

Дата обновления: 06.02.2024

Дата публикации: 06.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».