06.02.2024
Дидактическая игра
«Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники, одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа — деревья, сирень — кустарник) или два лиственных дерева, а одно хвойное.
Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток,
развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое —
нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь,
причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если
ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и
вечером». Ведущим может быть ребенок
Кто подберет больше слов
Дидактическая задача: Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас.
Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам.
Игровые действия:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
Что можно шить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.).
Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т.д.).
Что можно штопать? (носки, чулки, варежки, шарф и т.д.).
Что можно завязывать? (шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т.д.).
Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т.д.).
Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги и т.д.).
Что можно «надвинуть» на голову? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.).
Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы.
Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или
загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра
«Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым
назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение,
получает фишку.
Дидактическая игра
«У кого кто»
Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
«Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Дидактическая игра
«Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки.
Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи,
необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
Игра «Что бывает...».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы
следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
- Что бывает длинным (коротким)?
Игра «Зоопарк».
Цель: развивать связную речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.
Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого
она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто
должен отгадывать описываемое животное.
«Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что
дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает
одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок
отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по
всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что
создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не
сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и
назовет слово, то снова принимается в игру.
«Из чего сделано».
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из
какого материала изготовлен предмет.
Ход игры: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен
перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него
можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
«Что бывает...».
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы
следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
- Что бывает длинным (коротким)?
"Раз, два, три… ко мне беги!"
Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-
либо свойства системы.
Ход игры:
В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!
В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему
подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не
подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…
В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки
В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"
Игра «Противоположности».
Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.
Игровой материал и наглядные пособия: фишки.
Описание: предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-
противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка.
Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой
части игры составляются пары - имена существительные; затем -
прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть -
открыть, высоко - низко).
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в
правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу,
потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег
потому, что наступила…
«Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых
начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч
ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его
должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га.
Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.
Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного
падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке? -Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы
Кто живёт в норе? -Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Вариант 2.
Где живёт медведь? -В берлоге.
Где живёт волк? -В логове.
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных
признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а
ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог: -Дети:
Горячий -холодный
Хороший -плохой
Умный -глупый
Весёлый -грустный
Острый -тупой
Гладкий -шероховатый
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных
окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или
животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)
был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2024
Дата обновления: 06.02.2024
Дата публикации: 06.02.2024