09.02.2023
Многие
педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI
века.
Некоторые
мамочки считают это естественным проявлением, думая: "какой ребенок не капризен и не упрям?» и
потому надеются, что вырастет малыш – и капризы пройдут. Но это, увы, огромная ошибка.
Дети не рождаются капризными. Решающее значение здесь имеет воспитание.
Что
же такое детские капризы и в чем они выражаются?
Выражаются
они внешне в эмоционально - возбужденном состоянии, в неадекватном поведении.
Если
малыш хорошо выспался, вовремя погулял, вовремя поел, если постель у него сухая
и удобная, если у него ничего не болит, то и капризов с плачем не будет.
Однако
- если мать не предупреждает детский плач своевременными мерами - вот тогда у
ребенка возникает привычка: добиваться «своего» криком.
У
детей второго - третьего года капризы часто связаны с неудовлетворением
естественных потребностей (хочет пить, есть, спать, с ощущением физического
дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, сковывающая движение).
Самая распространённая причина детских
капризов – быстрая утомляемость.
Нервная перегрузка также одна из причин
детских капризов.
И еще одна из причин детских капризов – это
однообразная деятельность, невозможность двигаться.
У ребенка могут возникнуть капризы и от перенасыщения
впечатлениями. Вот почему не
рекомендуется детям смотреть передачи по ТВ. Перегружать ребенка большим
количеством впечатлений - это значит наносить вред его здоровью и его нервной
системе.
Часто капризы - предвестник заболеваний. Если причины капризов кроются в физическом состоянии
ребенка, то они легко устранимы. Ребенок выздоровел – капризы прошли.
Если
же ребенок капризничает как говорится «на пустом месте», то только выдержка,
невозмутимая настойчивость, умение "не срываться" и не впадать в
состояние жалости к ребенку - лучшие помощники в подобных случаях. Такие выпады
и бурные сцены рассчитаны на реакцию взрослого. И если возле него нет зрителей и
сочувствующих, если никто не бросается к нему, чтобы успокоить его, ему ничего
не остается – как прекратить сцену. И если взрослые будут придерживаться такой
тактики - тогда привычка имитировать «истерику» постепенно исчезнет.
Никогда не обсуждайте при ребенке его проблемы, даже если вам
кажется, что он занят своей игрой и не слушает разговор. Удержитесь и отложите
его на тот момент, когда ребенка не будет рядом.
Вместе! Рядом! Вот девиз
настоящих родителей.
При
этом взрослые должны научиться смотреть глазами ребенка, вставать на его
позицию.
Запомните правила:
•
Активное участие самого ребенка в построении своей жизни и деятельности;
•
Планирование деятельности вместе с ребенком, поощрение самостоятельности;
•
Развитие у ребенка чувства ответственности за себя и за свои поступки
•
Стремление взрослого поддерживать дружеские взаимоотношения, оставаясь старшим
и мудрым.
Можно выражать свое недовольство отдельными
действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но
не его чувства.
Если
ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему
об этом, но обязательно говорите от первого лица. Сообщите о своем переживании,
а не о его поведении.
При общении с ребенком придерживайтесь следующих правил:
1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
2.
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
3.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий.
И
последнее:
1. Нельзя хвалить за то, что:
•
Достигнуто не своим трудом.
•
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
•
Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
•
За поступок, за свершившееся действие.
•
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
•
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
3. Нельзя наказывать и ругать, когда:
- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни
т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- Ребёнок ест,
сразу после сна и перед сном.
- Что-то не получается
(пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
- После физической или
душевной травмы (пример: ребёнок упал, а взрослый ругает его за это, считая
виноватым)
- Ребёнок не справился со
страхом, невнимательностью и т. д.
- Вы сами не в себе.
Капризы и упрямство присущи избалованным
детям, привыкшим к чрезвычайной опеке и излишним уговорам со стороны взрослого.
В любом случае упрямство и
капризы - результат неправильного воспитания.
Буду рада, если кому-нибудь пригодится эта
консультация.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2024
Дата обновления: 08.02.2024
Дата публикации: 09.02.2023