17.05.2023
ОПЫТ №1
«ИГРА В ПРЯТКИ»
Цель:
продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку,
усидчивость.
Материал:
две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Ход: Раз,
два, три, четыре, пять!
Будем
капельку искать
Из пипетки
появилась
На стекле
растворилась…
- Из пипетки на сухое стекло
нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность
пластины)
- Дети наклоняют пластину. Что происходит?
(капля медленно течёт)
- Смочить поверхность пластины,
капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она
«растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)
- На влажную поверхность пластины
из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода
растворится в прозрачной воде)
Вывод: при
попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном
стекле видно.
ОПЫТ №2
«ПРЯТКИ»
Цель:
углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять
знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: две
баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой),
камешки, салфетка из ткани.
Ход: Что вы
видите в баночках?
Какого цвета
вода?
Хотите поиграть
с камешками в прятки?
- В баночку с прозрачной водой
дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).
Почему
камешек видно? (вода прозрачная)
- Дети опускают камешек в
подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не
прозрачная).
Вывод: в
прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
ОПЫТ №3
«ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».
Цель: уточнить
представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и
горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло
мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал:
мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход:
Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем
предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода
холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится
непрозрачной, грязной.
Затем
предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Делают
вывод: вода – добрый помощник человека.
ОПЫТ № 4
«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
Цель: продолжать
знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание
правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал:
пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
Ход:
Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.
- Воспитатель делает отверстие в
пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода
капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).
Накапать
несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета?
Почему?
- Дети из одной мензурки
переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда
капает или когда льётся?
- Дети погружают губку в мензурку
с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем
капает)
ОПЫТ №5
«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ
ВОДА?»
Цель:
продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать
смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными
предметами.
Материал:
ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком,
салфетка из ткани.
Ход: В –ль:
Какую песенку поет вода?
Дети: Буль,
буль, буль.
В – ль:
Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
- Дети сравнивают бутылки по
величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду
бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она
наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за
сколько минут она наполнится.
- Выяснить, из какой бутылки
быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
- Дети погружают в воду сразу две
бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
ОПЫТ № 6
«ПАР – ЭТО ВОДА»
Цель:
познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды;
соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.
Материал:
чайник, оргстекло.
Ход:
Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно
по нему начинают стекать струйки воды.
ОПЫТ №7
«ЧТО БЫВАЕТ С ПАРОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ?»
Цель:
показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды;
на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Ход:
1. Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно
холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку.
Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.
Делают вывод: пар от дыхания на холодном
стекле превращается в воду.
- Во время прогулки воспитатель
выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или
кустарника, открывает крышку и наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.
ОПЫТ №8
«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
Цель:
показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит
мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
Ход: Воспитатель
вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со
снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую
воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?
ОПЫТ №9
«ЗАМОРАЖИВАЕМ ВОДУ»
Цель: показать,
что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.
Ход: Воспитатель
вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек,
относят стаканы на холод.
Затем
рассматривают полученные льдинки.
ОПЫТ №10
«КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»
Цель: показать
детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.
Материал:
льдинки, куклы, тарелка.
Ход:
Воспитатель разыгрывает ситуацию с куклами игрового уголка. Говорит, что куклы
узнали о льдинках, и хотят их принести в группу и украсить ими ёлку.
Обсудить с
ребятами можно ли это сделать? Что будет с льдинками в группе? С прогулки
приносят 2-3 льдинки, оставляют на тарелке. Вечером дети рассматривают воду в
тарелке, обсуждают, откуда она взялась. Делают выводы.
ОПЫТ №11
«ДРУЗЬЯ»
Цель: познакомить
с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Материал:
стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.
Ход:
- Стакан с водой на несколько
минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются
пузырьки – это кислород).
- Бутылку с водой изо всех сил
потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: в
состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при
движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в
воде.
ОПЫТ №12
«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
Цель: показать
детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: В две
белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают
воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по
мусору на дне).
Убеждаются,
что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой
водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
ОПЫТ № 13
«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
Цель:
познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при
помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: две
баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Ход: Краски,
словно радуга,
Красотой
своей детей радуют
Оранжевые,
жёлтые, красные,
Синие,
зелёные – разные!
- В баночку с водой добавить
немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно
растворится).
- В другую баночку с водой
добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска
растворится равномерно).
- Дети смешивают воду из двух
баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в
банке стала коричневой).
Вывод: капля
краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при
размешивании – равномерно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2024
Дата обновления: 08.02.2024
Дата публикации: 17.05.2023