26.05.2024
Очень часто многие родители замечают у
своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости
переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую,
это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном
объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.
Что такое общее
недоразвитие речи (ОНР)?
В настоящее время дошкольники
с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную
группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют
логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном
слухе и интеллекте.
Для речи таких детей
характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а
иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает
обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не
используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп
звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Причины общего
недоразвития речи.
Среди причин общего
недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и
социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или
интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода
по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время
беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием),
послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями
воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми
в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием
комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной
предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко
выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Коррекция речи у
детей с ОНР.
Общее недоразвитие
речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение
самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические
группы, в которые дети зачисляются на три года. Коррекционная работа проводится
комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно
проводит групповые и подгрупповые занятия по формированию
лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к
обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым
ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
Педагог
– психолог проводятся индивидуальные занятия на развитие внимания, памяти и
мышления.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по
заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.
При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог.
Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для
повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально
исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2024
Дата обновления: 26.05.2024
Дата публикации: 26.05.2024