Культура речевого общения
16.01.2025
Стиль
общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали
высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении
взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду,
что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для
детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается
на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе
мыслей
и речи.
Культура
речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость.
Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура
речевого общения предполагает соблюдение
определённого
речевого этикета. Поздоровался или не
поздоровался,
улыбнулся при этом или лицо ничего не
выражало,
кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в
вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет. Приветствие – начало к
установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец,
приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул
хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется
нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если
он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие
произносится внятно и
доброжелательно,
иначе оно теряет смысл.
Культура
речевого общения и вежливость – понятия
неразделимые,
которые свидетельствуют о нравственной
воспитанности
личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное
качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало
повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим».
Вежливость
– это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы
уважали
меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как
хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает
вежливость.
Напрашивается
вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть
предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются
дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом
поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен:
нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром.
А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову,
уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как
инструментом, воздействующим
Немаловажно
и ещё одно из условий, помогающих
эмоционально-нравственному
речевому общению, - проявлять терпимость.
Культура
речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как
сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут
прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно.
Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица.
Замечали
ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации
спокойные,
доброжелательные.
Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до
раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А
у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького
ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность,
так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими
дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит
в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не
менее важно учитывать индивидуальные особенности
ребёнка
или взрослого в процессе высказывания острых
мнений.
Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить
оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно,
необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую
роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная
цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его
пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним
признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно
ориентировать
свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к
окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас
сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание
совместной творческой деятельности.
Культура
речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их
взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен
стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся
воспитанием подрастающего поколения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.01.2025
Дата обновления: 15.01.2025
Дата публикации: 16.01.2025