«Речевая готовность детей к школе»
14.05.2025
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно
устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в
семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если
его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром
расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку
новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет
является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному
обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны
речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
2. Сформированность фонематических
процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка).
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и
синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя
речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с
предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны
уметь:
-строить сложные предложения разных
видов;
-составлять рассказы по серии картинок,
небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из трех-четырех
слов; членить простые предложения на слова;
-членить слова на слоги (части) ;
-различать жанры художественной
литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно, последовательно
передавать содержание небольших литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду
растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях
природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО
родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно
так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в
первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения
письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом
развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков,
как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются
отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и
буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками
звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают
серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических
и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические
нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому
родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная
деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в
коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период
времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ,
это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и
неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить
речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные
для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и
систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию
недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное
произношение;
- не заострять внимание на запинках и
повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка
на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого
окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям
необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса
детей.
Однако часто родители не уделяют должного
внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя
причинами:
1) родители не слышат недостатков речи
своих детей;
2) не придают им серьезного значения,
полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной
работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи
начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые
постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает
стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует
себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по
русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и
требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо
умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в
коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее
авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно
закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного
общения.
Таким образом, благодаря совместной
работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся
своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более
успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению,
сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у
учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.05.2025
Дата обновления: 15.05.2025
Дата публикации: 14.05.2025