КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ: ПРИРОДА ВОКРУГ НАС.»
03.07.2025
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», - писал известный педагог В. Сухомлинский.
Живой мир не
познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или
скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном
явлении. Сколько новых ощущений могут подарить пение птиц, запах цветка,
плывущие облака! А наблюдения за радугой, жизнью муравейника, движением щепки
по ручью, отражениями в лужице!..
Вместе с познанием
окружающего мира формируется культура отношения к природе. Малышу можно
объяснить, что рвать цветы не стоит - дома они ум¬рут, а на клумбе или полянке
порадуют еще многих людей.
В природе все
тесно связано между собой. И чело¬век, который сам - часть природы, тоже связан
с окру¬жающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг
организмами. Человек должен вес¬ти себя в природе так, чтобы не навредить в
первую очередь самому себе.
Если клубы дыма
загрязняют воздух, а сточные во¬ды - реки, страдает не только природа. Болеет и
стра¬дает человек. Значит, охраняя природу, человек охра¬няет и самого себя.
Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или
прекратится по нашей вине.
В каждой стране
существуют специальные законы об охране природы. Все должны их выполнять.
Чтобы ответить на
бесконечные вопросы («Почему не ломать?», «Почему не бросать?»), расскажите
ребенку такую историю: «Представь, что к нам при¬шли гости. Мы накрыли стол,
гости все с удовольст¬вием съели и разбросали посуду, остатки еды на по¬лу.
Потом они посреди комнаты развели костер, включили на всю громкость музыку и,
веселясь, обо¬рвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы
старательно растили». Конечно, ребе¬нок возмутится: такое поведение гостей
переходит все границы! Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно
так. Эта поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными
примерами.
Там, где холодно,
- тюлень,
А в лесу живет
олень,
В океане - мощный
кит,
А в берлоге Миша
спит.
Скачет где-то
кенгуру,
Заяц спрятался в
нору,
А бобер деревья
точит -
Каждый зверь
живет, как хочет.
И его не
переучишь,
Только сам себя
замучишь.
От души хотим
сказать:
- Вы живите, как
хотите,
Мы не будем вам
мешать!
Г. Золотарев
Научите ребенка
слушать. Сядьте на полянке, вслушайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел?
Куда же спешит муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше
вопросов. Пусть он фанта¬зирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в
дет¬ские фантазии познавательные элементы.
В парке, сквере и
в лесу Играйте на
свежем воздухе: в парке, сквере или в лесу.
Предложите малышу
игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбы, птицы, цветка, облака) и
глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра
развивает наблюдательность и внимание.
1. Попросите ребенка закрыть глаза. В
ладошку поочередно опускайте предметы: желудь, камешек, кусочек коры, лист,
ягоду. Пусть он угадывает, что находится в его руках, а потом, открыв глаза,
узнает, на¬сколько был близок к истине.
2. Можно посоревноваться: кто быстрее
соберет как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают
листья березы, тополя, сире¬ни? Правильно, сердечко. А какие листья похожи на
звезду? Конечно, это листья клена, винограда, сморо¬дины. А еще есть растения,
листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это ряби¬на и
акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать подобные. А листья
каштана и грецкого оре¬ха - чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев
растут из крепкого черенка, расходясь луча¬ми от одной точки.
Научите ребенка,
как правильно собрать и офор¬мить гербарий из листьев или цветов.
Гербарий - это
коллекция собранных и засушен¬ных растений. Так же называют и помещения, где
хранятся эти коллекции.
Для того чтобы растение
надолго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на
лист картона, прикрыв сверху газетой и поло¬жив под пресс (в качестве пресса
достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем рас¬поряжении
окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются
или при¬шиваются - фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой
страничке с образцом нужно указать полное название растения, где и когда
собрано.
Частичку лета
можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и
запахи, запомните несколько правил:
— Засушенные растения следует защитить от
пря¬мых солнечных лучей.
— Букеты из сухих цветов не стоит часто
перестав¬лять с места на место.
— Пыль с таких букетов следует осторожно
сду¬вать резиновой грушей.
— Время от времени желательно опрыскивать
цве¬ты водой из пульверизатора. Такое опрыскивание способствует усилению
аромата, как бы оживляя рас¬тение на некоторое время.
— Высушенные растения можно подкрашивать.
Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим
не стоит, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.
Флористический
материал дает богатые возможно¬сти для создания творческих работ, основное
содержание которых - художественное обыгрывание при¬родных объектов и явлений.
У моря, у синего
моря...
А вот как можно интересно провести время на пляже.
У моря, как
правило, много песка или мелких ка¬мешков - гальки. Песок дети любят априори,
готовы часами копаться в нем чем угодно и когда угодно.
1. Можно не только рисовать на песке
палочкой, лепить из него «пирожки», познавая формы, сыпучесть и другие
качества песка, но и строить волшебные замки с многочисленными лабиринтами или
закапываться песок до самых коленок.
2. Из ракушек и гальки отлично получаются
силуэты: здесь как с облаками фантазии нет предела.
3. Из пластиковых бутылок можно сделать
совки и сеялки, воронки и ведра. Продырявив крышку от бу¬тылки, получите леечку
и водный пистолет одновременно.
4. Из ракушек, камешек можно сделать
отличные бусы, нанизав все это на леску или нитку.
5. Можно устроить соревнования, бросая в
воду гальку. Из гальки также можно строить пирамиды, сравнивая, у кого выше,
или вместе сооружая «небо¬скреб».
6. Обязательно возьмите с собой на пляж
гуашевые краски. В солнечную погоду сам Бог велел устроить конкурс боди-арта.
Малыши от разрисовывания на телах безумно радуются! Заодно можно изучать
цве¬та. А чтобы краска лучше смывалась, разведите ее дет¬ским шампунем.
7. Очень интересный материал для сувениров -
обточенные морем осколки бутылочного стекла и деревяшки.
Поощряйте
творчество! Пусть ребенок рисует жи¬вотных и птиц, деревья и цветы, небо и
облака. Леонардо да Винчи называют великим за то, что он умел наб¬людать и
улавливать детали прежде всего в мире живой природы. Изображая на своих эскизах
обычную ветку или бегущего зверька, он руководствовался логикой и
закономерностью в их строении. Кто знает, что может рассмотреть и по-своему
увидеть ваш малыш?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.07.2025
Дата обновления: 01.07.2025
Дата публикации: 03.07.2025