«Как помочь неговорящему ребёнку»
25.07.2025
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом.
Начнем с Вас.
Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
То же, но по – разному. Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
Если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр («Прятки» – ку-ку, «Паровозик» – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у. Не пренебрегайте звукоподражанием. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «ав-ав», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку. Чаще читайте, читайте! Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его. Ограничьте влияние компьютера, телевизора. Развивайте фонематический слух. Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д. Обращайте внимание ребенка на различное звучание (с-с-с, з-э-з, ш-ш-ш, ж-ж-ж), побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.). Не дожидайтесь, пока ребёнок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много). Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
Больше говорите с детьми, озвучивайте все действия, например, выход на прогулку сопровождается монологом взрослого:
-Что мы достали? – Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу.
-Что мы достали? Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку.
-Что мы достали? Сапоги и т. д.
Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание не развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, проводите игры типа «Сорока-белобока». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание. Сочетайте движения с музыкой. Уважаемые родители! Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.08.2025
Дата обновления: 07.08.2025
Дата публикации: 25.07.2025