Рекомендации дефектолога по развитию памяти.
16.09.2025
Рекомендации по развитию памяти
Для развития зрительной
и зрительно – моторной памяти необходимо
организовать работу ребёнка
по образцу, которая осуществляется по
следующим этапам: - сначала
ребёнок работает с
постоянной зрительной опорой
на образец, затем время
рассматривания образца сокращается
до 15 -20 секунд
(в зависимости от
сложности предлагаемой работы),
но так, чтобы
ребёнок умел рассмотреть
и запечатлеть образец.
Эти виды
упражнений целесообразно проводить
на таких видах
деятельности, как рисование,
лепка, списывание с
доски, работа с
конструктором, рисование узоров
по клеточкам, запоминание
и воспроизведение сюжетной
картинки.
Для развития слуховой
памяти целесообразно использовать упражнения с
применением вместо наглядного
образца (как для
развития зрительной памяти)
словесного описания или
инструкции предлагаемой деятельности.
Например, выполнить с
помощью конструктора задание
без обращения к
образцу, а по
памяти; воспроизвести какой – либо
рисунок по словесному
описанию и т.п.
Логическая память
основана на понимании
и тесно связана
с мышлением и
развитием языка.
В качестве
мыслительных приёмов могут быть использованы:
смысловое соотнесение;
классификация; выделение смысловых
опор и составление
плана; «крокирование» -
чертёж, схема; ассоциации
и др. Для
детей со слаборазвитой
памятью основные пути
её компенсации лежат
в развитии смысловой
памяти: умении обобщать
материал, выделять в
нём главные мысли.
Развиваем у детей умение произвольно вызывать необходимые воспоминания, обучаем культуре запоминания, учим вспоминать последовательность событий, использовать при запоминании мнемотехнические приёмы, учим повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при запоминании.
Игры и упражнения
для развития памяти
·
«Запомни предметы».
Учить запоминать
и воспроизводить информацию.
·
«Детектив».
Развивать произвольное запоминание:
ребёнок в течение
15 минут рассматривает 15 картинок,
после чего картинки
убирают, ребёнок должен
назвать картинки которые
запомнил.
·
«Пирамида». Развивать
кратковременную
механическую память. Взрослый
называет ребёнку сначала
одно слово, ребёнок
должен сразу же
повторить его, затем
взрослый называет два
слова, ребёнок повторяет
их, затем взрослый
называет три слова,
ребёнок - повторяет и т.
д.
·
«Что
ты видел в
отпуске». Взрослый задаёт
ребёнку вопросы о
происходящих в отпуске
событиях.
·
«Следопыт». Взрослый
показывает ребёнку игрушку
и говорит, что
сейчас её спрячет
в комнате; ребёнок
отворачивается, а взрослый
прячет игрушку и
затем предлагает её
найти.
·
«Что
ты ел на
обед?». Ребёнок
должен перечислить всё,
что ел на
обед.
·
«Одежда». Ребёнок должен
вспомнить, в каком
порядке он надевал
предметы одежды утром.
·
«Нарисуй такой
же». Ребёнок рисует
на листе бумаги
какой- либо предмет, затем
лист переворачивается и
ребёнок должен нарисовать
такой же предмет.
·
«Я
положил в мешок».
Взрослый на
глазах у ребёнка
кладёт в мешок
разные предметы; ребёнок
должен вспомнить, что
лежит в мешке.
·
«Короткий рассказ».
Взрослый читает
короткий рассказ; ребёнок
должен повторить его.
·
«Башня».
Ребёнку показывают схематическое
изображение башни, состоящей
из множества геометрических фигур;
ребёнок должен запомнить
эти фигуры и
назвать.
·
«Фигурка из
палочек». Взрослый выкладывает
фигурку из палочек;
ребёнок запоминает её
и по памяти
выкладывает такую же.
·
«Рисуем слова».
Взрослый предлагает
ребёнку к каждому
слову, которое он
назовёт сделать рисунок
или набросок. Ребёнок
рисует слова «шифрует».
Затем взрослый предлагает
ребёнку вспомнить слова
по рисункам.
·
«Запомни слова». Развивать
смысловую память и
логическое мышление. Взрослый
называет ребёнку 5 -6
слов и предлагает
придумать слова, связанные
с ними по
смыслу: мел – доска, гриб – лес,
лопата – копать, лодка –
плыть, мех – мягкий. Через
некоторое время предложить
ребёнку вспомнить слова
которые называл взрослый.
·
«Кукловоды». Активизировать
двигательную память. Взрослый
«кукловод» завязывает ребёнку
глаза и «водит»
его, как куклу,
по несложному маршруту,
держа за плечи,
в полном молчании:
4 -5 шагов вперёд, остановка, поворот
на направо, 3
шага назад, поворот
налево, 5 -6 шагов
вперёд. Затем ребёнку
развязывают глаза и
просят самостоятельно найти
исходную точку маршрута
и пройти его
от начала до
конца, вспоминая свои
действия движения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.09.2025
Дата обновления: 16.09.2025
Дата публикации: 16.09.2025