Коммуникативные игры для детей раннего возраста (2-3 года)

22.09.2025


 

Игра «Ласковое имя».

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

Ход игры: дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.

 

Игра «Кто пришёл к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ход игры: взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к детям. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

 

Игра «У птички болит крылышко».

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Оснащение: игрушки Бибабо.

Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что грустит. Ведущий предлагает детям «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котёнка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котёнка на руку и тоже «жалеют птичку».

 

Игра «Вместе играем».

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оснащение: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Ход игры: взрослый раздаёт детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребёнка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

 

Игра «Наше солнце».

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Оснащение: ватман с нарисованным большим кругом, карандаш, краски.

Ход игры: взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

 

Игра «Кто лучше разбудит?»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: один ребёнок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

 

Игра «Покажу, как я люблю».

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из детей превращается в маму, другой – в её сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

 

Игра «Листочек падает».

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Оснащение: лист бумаги.

Ход игры: взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчёркивает умение детей действовать согласованно, вместе.

 

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Оснащение: «волшебный стульчик».

Ход игры: один ребёнок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…»  ребёнок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

 

Игра «Звериное пианино».

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Оснащение: карточки с изображениями животных.

Ход игры: дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздаёт детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

 

Игра «Паровозик».

Цель: учить детей отзываться на свои имена, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочерёдно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

«Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того, как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

 

Ира «Передай мяч».

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

Оснащение: мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

 

Игра «Ласковый ребёнок».

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает ещё одного ребёнка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребёнка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчёркивает, подытоживает все действия ребёнка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребёнок!» Затем взрослый поочерёдно вызывает оставшихся детей, и игра повторяется.

    

Игры с массажными мячиками.

Разминка № 1.

Ручки, ручки просыпайтесь.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Пальчики, пальчики просыпайтесь.

Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук.

Головка, головка, просыпайся.

Катают мячик круговыми движениями по голове.

Животик, животик, просыпайся.

Катают мячик круговыми движениями по животу.

Ножки, ножки, просыпайтесь.

Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

О. Крупенчук

 

 

Разминка № 2.

Мячик сильно посжимаю

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки.

скажет утром каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает,

Крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.

Никуда не выпускает.

Только брату отдаёт:

Поочерёдно передают мячик из одной руки в другую руку.

Брат у брата мяч берёт.

О. Крупенчук

 
 

Бежит ёжик по дорожке.

Бежит ёжик по дорожке,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, –

Жалко ёжика до слёз.

К Шефер

 
 

Весёлые прыжки.

Девочки и мальчики

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

3. Александрова

 
 

Наши ручки.

Это ручка – правая.

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Это ручка – левая.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Будет сальной правая.

Крепко сжимают мячик в правой руке.

Будет сильной левая.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

О. Крупенчук

 

 

Ходит ёжик без дорожек.

Ходит ёжик без дорожек

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

По лесу, по лесу

И иголками своими

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Колется, колется.

А я ёжику-ежу

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Катают мячик в руках, делая дви­жения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

 

 

Серый ёжик.

Серый ёжик весь в иголках,

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

Ёжик добрый, а не злой.

Г. Ладонщиков

 

 

Колючий ёжик.

Гладь мои ручки,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

Ёжик, ёжик.

Ты колючий, ну и что же.

Я хочу тебя погладить,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

Я хочу с тобой поладить.

Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

О. Крупенчук

 

 

Урок.

Нажимаем на звонок,

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Начинается урок:

Дзинь! (5 раз)

Вот разгладим мы ладошки,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Поработаем немножко.

И по кругу поведём,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

Каждый пальчик разомнём.

А теперь бежит дорога

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

По ухабам между пней,

Поиграем мы немножко –

Станут пальчики сильней.

Снова гладим мы ладошки,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Поработаем немножко.

И по кругу поведём,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

Каждый пальчик разомнём.

Вот опять звенит звонок,

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

И кончается урок:

Дзинь! (5 раз)

О. Крупенчук

 

 

Яичко.

Птичка веток набрала,

(2 раза)

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.

Крепко гнёздышко свила,

Сводят обе ладони «гнёздышком» вместе с мячиком («яичком»).

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено

О. Крупенчук

 

 

Мишутка.

Шёл мишутка –

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Топ да топ –

Вдоль звериных тайных троп.

Катают мячик круговыми движениями по животу.

Но устал

Дети кладут мячик на правую ладонь.

И сел на пень.

Дети кладут мячик на правый кулак.

И ему подняться лень.

Убирают мячик за спину.

О. Крупенчук

 

 

Снежок.

Топ, топ сапожок.

Дети стучат мячиком по правой, затем по левой коленке.

Хлоп, хлоп – вот снежок.

Стучат мячиком по правой ладони, затем по левой ладони.

Заберусь на горку,Хочу такой сайт

Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча.

Ух!

Съеду с горки –

Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой.

Бух!

Е. Янушко

 

 

Дружба.

Я в друзьях души не чаю!

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.

Я друзей своих встречаю!

Каждый руку мне пожмёт!

Каждый мне привет пошлёт!

Машут рукой.

О. Крупенчук

 

 

Пианист.

Пианист Бемоль

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты как пароль:

«До, ре, ми, фа, соль 

Касаются мячиком каждого пальца правой руки.

Принесите соль.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

До, ре, ми, фа, соль 

Касаются мячиком каждого пальца левой руки.

Посолить фасоль».

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

О. Крупенчук

 

 

Птичка.

Ищет птичка и в траве,

Дети касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

И на ветках,

Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

И в листве,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

И среди больших лугов

Катают мячик по животу круговыми движениями.

Мух, червей, слепней, жуков!

Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

О. Крупенчук

 

 

Я мячом круги катаю.

Я мячом круги катаю,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Поочерёдно крепко сжимают и разжимают мячик в ладонях.

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

Дети кладут мячик на правую ладонь.

И другой рукой начну.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

А теперь последний трюк –

Передают мяч из одной руки в другую.

Мяч летает между рук.

О. Крупенчук

 

 

Зайка и ёжик.

Зайка  ушки на макушке 

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Показывают указательный и средний пальцы  «ушки зайчика».

Скачет, скачет по опушке.

Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

А за ним колючий ёжик

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Шёл по травке без дорожек.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад между ладонями.

О. Крупенчук

 

 

Улитка.

Улитка-недотрожка

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Показывают на левой руке указательный и средний пальцы – «рожки улитки».

Высунула рожки.

Медленно ползёт,

Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Домик везёт,

Листики жуёт.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

О. Крупенчук

 

 

Крепко мячики сжимаем.

Крепко мячики сжимаем

Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

О. Крупенчук

 

 

Грибы.

На полянке  толстячок,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Белый гриб-боровичок.

А под ним, дрожа немножко,

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Показывают на левой руке указательный и средний пальцы  «рожки улитки».

Подняла улитка рожки.

О. Крупенчук

 

 

Мой весёлый круглый мяч.

Мой весёлый круглый мяч,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Щёки круглые не прячь.

Надувают щёки.

Я тебя поймаю,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями

В ручках покатаю.

О. Крупенчук

 

 

Мячики.

Девочки и мальчики

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Прыгают как мячики.

Мячики прощаются,

В ладошку возвращаются.

И. Лукина

 

 

Мячик-крошка.

Посмотри, мяч какой –

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Круглый он и небольшой!

Этот мячик – крошка,

Спрятался в ладошке

Убирают мячик за спину.

И. Лукина

 

 

Ёжик мой колючий.

Ёжик мой колючий,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Кончился мороз трескучий.

Вылезай из тёплой норки

И проветривай иголки.

Дуют на мячик.

Т. Шапиро

 

 

Ёж.

– Что ты, ёж, такой колючий?

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

– Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки, барсуки, медведи.

В. Степанов

 

 

Чистый ёж.

Дождик вылился из тучки,

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Вымыл ёжику колючки.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Ёж доволен  сыт, умыт!

На кроватке сладко спит.

Дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик левой ладонью.

Т. Шапиро

 

 

Ежонок.

На жаре в лесу спросонок

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берёт.

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Мордочку ежонку трёт.

Г. Виеру

 

 

Мячик.

Мячик мой не отдыхает,

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

На ладошке он гуляет.

Вперёд-назад его качу,

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

Вправо-влево, как хочу!

Сверху  левой,

Снизу  правой.

Я его катаю, браво!

С. Ерошкина

 

 

Научились!

Научились мячик мы

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать!

С. Ерошкина

 

 

Польза.

Тренируйте пальчики:

Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой!

С. Ерошкина

 

 

Смотри не прозевай!

Летит мой мяч,

Дети поочерёдно передают мячик из одной руки в другую руку.

Летит к тебе,

Смотри не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Е. Эрато

 

 

Весёлый мяч.

Друг весёлый, мячик мой!

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

Хорошо мне с ним играть!

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо- влево между ладонями.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.09.2025

Дата обновления: 29.09.2025

Дата публикации: 22.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».