Консультация "Развитие речи детей во время прогулки"

29.10.2025

 

 Речевое развитие ребенка происходит как дома, так и на прогулке. Прогулка - это не только важный и необходимый режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка. Она способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Сочетайте приятное с полезным, наслаждайтесь красотой окружающего мира и учите ребенка воспринимать этот мир и говорить о нем.

Каждый родитель знает и понимает, что малышу необходимо гулять, чтобы расти крепким и здоровы. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Ребенок впитывает образы, предлагаемые улицей, разглядывает дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнает новые звуки и запахи. Осваивает первые слова-звукоподражания: «ав-ав» - это собачка, потому что она так лает, "мяу" - это кошка, потому что она так мяукает, «з-з-з-з» - так звенит комар, «ж-ж-ж» - шумит мотор машины и т.д. Этот лепет и есть начало речи — первые попытки обозначить предмет звуком. Причем звуки, услышанные на улице, оставляют в памяти малыша куда более сильное впечатление, чем домашние. Таким образом, маленький человек получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Новые наблюдения, а значит, и новые впечатления накапливаются, когда малыш активно двигается: бегает по дорожкам парка, играет на детской площадке, гоняет птиц, рассматривает снежинку или букашку, песочек или водичку в луже. Таким образом, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.

На прогулке речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Как это делается?

Как бы вы ни проводили время с малышом на улице, где бы вы с ним ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать малышу.

Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия.

Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями.

Не бойтесь «рассказать лишнего» - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.

Как же развивать речь ребенка во время прогулки?

На детской площадке.

Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он «склеивается» водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков.

Игры, в которые можно поиграть с малышом в песочнице:

(Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии») 1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). 2. Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро. 3. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы. 4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка. 5. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). 6. «Поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. А придя после прогулки домой, можно для сравнения ощущений предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития ребёнка,

знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.

Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего малыша. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, подъемные краны. Эти машины большого размера, они шумят, тарахтят, едут медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: «ДЖ-Ж-Ж». И не игнорируйте обсуждение со своими сыновьями тех или иных машин: поинтересуйтесь, что именно делает эту машину такой красивой, необычной. Хочу такой сайт

Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются. Ваш рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому вы должна стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее, «слышнее») постигать звуки родной речи, особенности ее звучания.

Знакомство с птичками даёт довольно широкие возможности для обогащения детского словаря. Берите с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье — его ребенок тоже может «поклевать») и предлагаем крохе новую игру — кормить птичек.

Сначала познакомьте ребёнка с разными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это воробьи, вороны, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Птицы попадаются веселые, шустрые, суетливые - воробьи, например. И степенные, задумчивые – вороны. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые, но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.

Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, гуляют во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать. Скольких мам спасала от нервного срыва дворовая киска, которая позволяла отвлечь малыша от скандала.

Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, коты, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки), их смешную походку и обворожительную грацию прыжка, их выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое). Можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует

объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.

Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия.

Важно только помнить, что:

 яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Другими словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;

 впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;

 речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для малыша, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира.

 

Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! На прогулке дети играют в подвижные игры, которые развивают двигательную активность, разговорную речь, память, внимание. Наблюдают за происходящими событиями, рассказывают о своих впечатлениях.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.10.2025

Дата обновления: 25.10.2025

Дата публикации: 29.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».