Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
31.05.2022
: Успешность детей в обучении во
многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Межполушарное
взаимодействие необходимо с целью координации деятельность мозга и
передачи информации из одного полушария в другое.
На дошкольный возраст приходится
сензитивный период развития межполушарного взаимодействия, когда кора полушарий
головного мозга еще не окончательно сформирована.
Таким образом, если
осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную
работу в дошкольном возрасте по развитию межполушарных связей, это улучшит
работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями
мозга, что в свою очередь будет являться условием необходимым для более
успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования
Цель: повышение уровня профессиональной
компетентности
педагогов через
освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном
взаимодействии.
Задачи
1.
Познакомить
педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной
асимметрии полушарий.
2.
Рассмотреть
возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной
асимметрии полушарий на практике.
3. Раскрыть причины,
приводящие к проблемам в развитии ребенка.
Ход мастер-класса
1. Организационная часть
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс на
тему «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей
дошкольного возраста». Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
2. Основная часть .
Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий
головного мозга, и попробуем применить знания на практике.
Все люди
отличаются типом организации головного мозга
Психическое
развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой
генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего
возраста.
Поместив рядом
человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно
заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на мозг (слайд 4).
Мишель де
Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо
наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»?
Человеческий
мозг имеет два полушария – правое и левое.
(слайд 5) Правое
полушарие функционирует
по принципу непосредственного чувственного и целостного отражения действительности. Для того
чтобы правое полушарие зафункционировало, оно должно соприкоснуться с
действительностью непосредственно (чувственно). Правое полушарие , осуществляя
чувственное восприятие, дает необходимые образы для дальнейшего
обстрактно-логического анализа левому полушарию. Функции, связанные с деятельностью правого полушария эволюционно старые (появляются в онтогенезе
раньше (к 5 годам оно уже зрело).
Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства,
гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое полушарие характеризуется
сукцессивным (последовательным) принципом обработки информации. Основной способ
деятельности левого полушария – линейность, осознанность, тенденция к созданию
схем, классификаций, понятий, суждений. Функции
присущие левому полушарию эволюционно молодые (появляются позднее в
онтогенезе). Речь, письмо, абстрактно –логическое мышление, анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, счет, регуляция,
контроль, программирование собственной психической деятельности. Левое полушарие мыслит логически, правое –
творчески.
Оба полушария
связаны сложной нейронной сетью (мозолистым телом), которое обеспечивает
межполушарное взаимодействие и взаимную дополняемость.
Мозолистое тело
(межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в
теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно
необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного
полушария в другое.
Нарушение
мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается
проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую
нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи!
Многочисленные исследования показали, что у детей ведущим полушарием
является правое, значит левое блокируется. Нарушаются пространственная
ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы
зрительного и аудиального (слуховое) восприятия с работой пишущей руки. Ребенок
в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или
глазами, возникают сложности с речью.
Под межполушарной
асимметрией понимается различное по характеру и неравное по
значимости участие левого и правого полушария мозга в осуществлении
психических функций.
( слайд 6) Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и
правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся под
влиянием как генетических , так и средовых факторов». Развитие межполушарного взаимодействия происходит
через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные
движения одновременно.
Что же произойдет, если
делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и
мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности
двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений
и развивается межполушарное взаимодействие.
Чем лучше будут развиты межполушарные
связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание,
речь, воображение, мышление и восприятие.
Вся поступающая в мозг информация преобразуется в его наружном тонком
слое, которая называется корой головного мозга.
И последнее, доказано, что интеллектуальные способности человека никак не
зависят от величины его головного мозга. Иными словами, большая голова – это
совсем не признак большого ума.
(слайд 7)
Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная –
правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.
И.П. Павлов высказывал мысль о том, что
развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в
обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.
Межполушарные
связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга.
(слайд 8)
Отсутствие слаженности в работе
обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.
Как же «подружить»
две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься
«гимнастикой мозга».
(слайд 9) Итак, что такое «гимнастика мозга»? (ответы)
Гимнастика мозга –
это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.
Цель упражнений «Гимнастика мозга»:
·
балансировка
и синхронизация межполушарного взаимодействия;
·
развитие
памяти и мыслительной деятельности;
·
повышение
продуктивной работоспособности;
·
развитие
мелкой моторики;
·
развитие
речи, навыков письма и чтения, мышления;
·
раскрытие
внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.
Несколько правил по применению
«Гимнастики мозга»:
·
четкое
выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а
потому уже показывать это детям;
·
все упражнения
очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
·
заниматься
ежедневно;
·
занятия
должны быть оформлены в виде игры;
·
продолжительность
занятий от 5 до 20 минут;
·
одно упражнение не
должно занимать более 2 минут;
·
внутри
комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Предлагаю вам определить,
какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого мы сейчас воспользуемся
одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П.
Павлова). Разложите на карточке слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой
группе было что - то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили
карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек –
«карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек –
«бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек –
«шерсть», «перья», «чешуя».
Значит у вас преобладает
логическое мышление и мыслительный тип, доминирует левое полушарие. В левом полушарии
находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить,
левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не
воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на
улице. Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют
детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое
полушарие запоминает логические связи, графики и системы.
Если Вы разложили
карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек –
«карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек –
«орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек –
«овца», «бегать», «шерсть».
Следовательно, у вас
образное мышление и художественный тип, доминирует правое полушарие. Правое полушарие
отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание
интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает
возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории.
«Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом
выделяют детали.
Предлагаю вам
выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной на
развитие межполушарных связей.
1 Упражнение «Зайчик-коза-вилка». «Зайчик»
- указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» -
средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх.
«Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и
большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга.
Повторите 6-8 раз.
2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь.» Три положения руки на плоскости
стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости
стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками
вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при
затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь),
произнося их вслух или про себя.
2. Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в
кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу
левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить
6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4.Упражнение «Колечки». Поочередно
и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется
в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой
отдельно, затем вместе.
5 Упражнение «Зайка-колечко-цепочка». Зайка –
указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко –
указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и
левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг
друга. Повторить 3-5 раз.
6.Упражнение «Кулак – ладонь». Обе руки лежат
на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак
разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере
усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия
производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
7 .Упражнение «Собачка —
пистолет»
Сложите пальцы на одной руке в
знак « собачка» , а на другой—«пистолет». Ваша задача заключается в том, чтобы
одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть там, где была
СОБАЧКА — стал ПИСТОЛЕТ, а где был ПИСТОЛЕТ — стала СОБАЧКА. Попробуйте
повторить 10-15 раз.
9. Упражнение «Перекрестные шаги». Ладонь правой
руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть
правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются
вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются
налево – и другие модификации перекрестного шага.
Упражнение «Виват – окей». Сложите
пальцы на правой руке в знак ВИВАТ, на левой — ОК. Ваша задача заключается в
том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на
правой был ВИВАТ — стал ОК, на левой — был ОК — стал ВИВАТ. Старайтесь
выполнить упражнение не менее 10-15 раз.
Разноцветный
текст
Как можно быстрее читайте строчки
слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова.
Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше.
«Зеркальное
рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные
рисунки. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление
глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается
эффективность работы всего мозга.
Алфавит
Это упражнение развивает также
внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное
напряжение.
Для выполнения упражнения
распечатайте или напишите обычный русский алфавит.
Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О.
Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки.
Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить
движение, отмеченное под буквой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2022
Дата обновления: 31.05.2022
Дата публикации: 31.05.2022