19.11.2022
«СОЛНЫШКО»
Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и
хлопков.
Ход игры:
\ Солнышко, \ солнышко,
/ Выгляни в \окошко:
\Твои детки \ плачут,
/ По камушкам \ скачут.
Ход игры
На 1-ю и 2-ю строчки
теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и
одновременно хлопает в ладоши.
Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с
одновременными хлопками в ладоши.
Методические
рекомендации
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без
остановок, ускорений и замедлений.
Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную
долю:
\ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д.
«ПОСКОК»
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного
шага.
Скок, скок - поскок продвигаются
вперед
Молодой дроздок,
прыжками
По водичку пошел,
идут мягким пружинным
Молодичку нашел.
шагом
Молодиченька, сужают
круг
Невеличенька,
/ Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам
покачивают головой.
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки
прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
Методические
рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова
«сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается
небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
СЛ.НАРОДНЫЕ
Задачи: развитие чувства ритма, координации
движений в соответствии темпом музыки.
Ход игры: исходное положение - широко
расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз,
хлопок на слово «хлоп»
/ Еще \ раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас повтор
движений
А потом скорей, скорей
ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей.
пол
Методические
рекомендации
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной
ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую
сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с
текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные
хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень. коленям
Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук
«крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки.
хлопки
Улетайте воробьи! Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!
«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети
грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах!
приседают
Методические
рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для
улучшения которой необходимо поставить
руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано -
дети приседают.
«ТРА-ТА-ТА»
РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та!
Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича,
делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича!
Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
Методические
рекомендации Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в
ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та и т.д
«ОГУРЕЧИК»
Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого
пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо
из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих
находятся на поясе.
Ход игры
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети
собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются
в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким
пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься
детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет
убегающих от него детей.
Методические
рекомендации
Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й
строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там
мышка
жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой.
«ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и
творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы
крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее
слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь
текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его
выполнения к концу игры.
Методические
рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением.
Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить.
Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям
выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты
осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
Пальчиковая игра «КОТ НА ПЕЧИ»
М.Ю.Картуштна
Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.
Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет
Кошка на лавке показывают как шьют иголкой
Рубашку шьет.
Малые котята поднимают согнутые в локтях
На печке сидят руки на уровне груди, опустив
На печке сидят качают головой кисти вниз, и
вправо-влево
Да, на котика глядят приставляют к глазам указат.
Все на котика
глядят
и большие пальцы («очки»)
Да, сухарики едят. Щелкают зубками
Методические рекомендации Текст
произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки -
движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят»
следует произносить в ускоренном темпе.
«БУБЕН»
М.Ю.Картушина
(на мотив русской
народной песни
«Как у наших у
ворот»)
Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ведущий ходит перед
Ребятишек весели
детьми, встряхивает
бубен
Деточки играют
В бубен ударяют.
Хлопай - раз и
держит бубен перед
хлопай - два!
ребенком, малыш
Интересная
игра.
ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,...) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с
другим участником
«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»
М.Ю.Картушина
Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на
носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Ход игры:
Светит солнышко с утра,
вращают руками
Значит нам гулять пора.
«фонарики»
Хорошо под солнышком
бегают в рассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке
стучат пальчиком по ладошке
«КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина
(на русскую
народную мелодию
«Во саду ли в огороде»)
Задачи: Формировать
навык движения по кругу, умения согласовывать движения
с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции.
Воспитывать выдержку.
Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре
круга кот.
Мыши водят
хоровод. дети идут по кругу вокруг кота
На лежанке
дремлет кот
-Тише, мыши, не
шумите Грозят друг другу пальчиком
Кота Ваську не
будите.
Как проснется
Васька-кот- вытягивают вперед
Разобьет весь
хоровод. Руки ладонями вверх
Шевельнул ушами
кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»
И исчез весь хоровод. убегают на места
Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе,
предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы
дети разбегались на окончание последней фразы.
«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. вокруг
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!, аист ходит между ними,
задевая рукой
пошевелившихся
Методические рекомендации На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка),
голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с
акцентом на каждое слово.
«МЯЧИК»
\ Вот какой, \ вот какой дети
сидят на местах
\ Мячик пестрый, \ озорной. и
смотрят, как ведущий
\ Никогда не \ плачет, под
песню ударяет мячом
\ По дорожке \ скачет. об пол и ловит его.
Мяч в руках я подержу. держит
мяч и ходит перед
И ребяткам покажу. детьми, показывая его малышам
Кто же будет мяч
кидать?
Мячик Коленьке я дам. дает мяч ребенку
Мячик Коля бросит сам. ребенок кидает мяч обратно ведущему
Методические рекомендации
Удар мячика приходиться на каждую сильную долю.
Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»
«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»
Задача: развитие чувства ритма.
Ход игры:
Лягушата все по лужам
Шлеп-шлеп-шлеп,
дети делают шлепки
шлеп-шлеп-шлеп! по коленям
А ребята по дорожке-
То-топ-топ, топ-топ-топ!
Перетопы ногами.
Рядом весело идут,
Вместе песенку поют:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают
в ладоши
Речевые упражнения
«ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»
Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и
ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
-А какая это шишка?
протягивают ладошки вперед
-Я не знаю, -
шепчет мишка.
пожимают плечами
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их
«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»
Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.
Ход игры:
Мишка по лесу гуляет,
дети топают ногами,
В корзину шишки собирает.
переваливаясь с
боку на бок
-Шишка раз, шишка два-
одной рукой собирают
Положу я их сюда.
Складывают в ладонь другого.
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности
координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут
по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да ,да. те
же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»
(русс народ. закличка)
Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей.
Помахивают кистями рук
На меня и на людей.
Руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке,
ладошки
сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке,
руки к груди и пальцы сложены
в щепотку
А на б-а-бу Ягу
Руками схватиться за голову, покачать
головой
Лей по целому \ ведру.
Руки бросить вниз с наклоном туловища
«ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД»
Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу.
Ход игры:
Заводите хоровод
В центре круга - ребенок, играющий
Вокруг гармошки -
на гармошке. Дети,
взявшись за руки
идут вокруг него
Выше ручки,
останавливаются, поднимают руки
вверх
Хлоп в ладошки,
один раз хлопают в
ладоши.
Топ - топ, ножки!
4 раза топают
ногами.
Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок.
«ГОСТИ»
(авторы
текста 1-го и 2-го куплетов-А. Ануфриева, 3-го и 4- го .-М. Картушина)
Задачи: Развитие танцевального творчества, выразительности
движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.
Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц,
приглашает малышей встать в круг.
Припев:
Тук—тук-тук,
отворите, дети 3 раза хлопают в ладоши
3 раза шлепают ладонями по
коленям
В гости поскорей пустите! Попеременно топают ногами
Приходи к нам петушок, хлопают, в центр круга
Попляши для нас, дружок. выходит ребенок
Очень весело у нас в
шапочке петушка
Развеселый будет пляс. произвольно танцует
Припев:
Мы собачку выйти просим:
К нам иди собачка в гости.
Очень весело у нас
Развеселый будет пляс.
Припев:
делают те же
движения
К нам козленок прискакал
Ножками затопотал в центр круга выбегает
Очень весело у нас, козленок и пляшет
Развеселый будет пляс.
Припев:
Серый котик прибежал,
Хвостиком своим махал.
Очень весело у нас
Развеселый
будет пляс.
Три цветка
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает
его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если
произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя
композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный
руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру
музыки, поднимают их.
Сладкий колпачок.
Дидактическая игра на закрепление пройденного материала.
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и
ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить
танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который
читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.
ХОД ИГРЫ
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный
Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под
какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель
предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз),
и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение.
Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей.
День рождения
Дидактическая игра, на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка,
лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками,
чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
ХОД ИГРЫ
Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже
праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол
игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он
пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь.
Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о
характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем
игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все
произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят
зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Весёлая гимнастика
Дождик :кап!
Ритмическая
речевая игра для средней- старшей группы
Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и
ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая
сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети
топают ногами)
БОМБА
Главная цель
Развитие умения слушать и
находить источник звука.
Доплнительны
цели
Развитие способности
концентрировать внимание.
Развитие сотрудничества в группе
Что
понадобится
Будильник (можно заменить
метрономом).
Количество
участников
От 3 до 10.
Основной
вариант
Один из участников выходит из
комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник. Когда все готово, водящего
приглашают в комнату и просят найти будильник.
Замечания
Группе можно напоминать о том,
что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.
Другие
варианты
Водящему можно завязать глаза.
Можно привнести элемент соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль
водящих.
Искать источник звука может вся группа одновременно. В этом случае играющие
должны стараться бесшумно двигаться по комнате.
Будильник может быть установлен на звонок через 1—2 минуты. Водящий должен
постараться обнаружить его до того, как он зазвонит.
ТИХО И ГРОМКО
Главная цель
Развитие выдержки и умения слушать.
Доплнительные
цели
Развитие способности
прогнозировать события.
Развитие способности концентрировать внимание.
Что
понадобится
Равное количество бубенцов и
бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный
синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество
участников
От 6 до 10.
Основной
вариант
Участники делятся на две группы
соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся
играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть
тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим
образом играют.
Замечания
В каждой группе может быть
«руководитель», или «дирижер».
Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными
фрагментами.
Возможно, некоторым участникам нужно помочь слушать и ожидать своей очереди,
когда играет другая группа.
Другие
варианты Можно
использовать контрастную музыку — как энергичную, так
и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема
БУБЕНЦЫ И БУБНЫ
Главная цель
Развитие сотрудничества в группе
и способности концентрировать внимание
Доплнительны
цели
Развитие умения наблюдать.
Развитие умения слушать.
Что
понадобится
Равное количество бубенцов и
бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный
синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество
участников
От 6 до 10.
Основной
вариант
Участники распределяются по
группам соответственно типам инструментов: в одной группе — с бубнами, в другой
— с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно
передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубенцами образуют
одну группу, а участники с бубнами — другую. Музыка звучит вновь, группы
смешиваются, и все танцуют. Игра продолжается таким же образом
Замечания
Вначале взрослые могут принять
участие в игре, чтобы в нужный момент помочь объединению в группы
Другие
варианты Можно
использовать и другие подходящие инструменты,
задействовать не два, а три вида инструментов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2022
Дата обновления: 23.11.2022
Дата публикации: 19.11.2022