16.01.2023
Знакомство
детей с бытом и традициями русского народа имеет важное
значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как
полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало
времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без
помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными
промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.
Богато
искусство современных русских народных промыслов. А традиции
мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.
У
разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория,
что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В
дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской
и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в.
Фарфор гжели — одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают
жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой
поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и
фруктов.
Богородская резная деревянная игрушка –
один из редких видов русского народного искусства. Центром его является
деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел
известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с
движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и
легкая в обработке.
Несколько
слов о матрешке. Первая русская матрешка
была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в
ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках
черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно
расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь
аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем
своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не
только у нас в стране, но и за рубежом.
Конечно
же, все знают и любят дымковскую игрушку.
Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с
удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.
О народных
промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет
слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать,
что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут
рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен
быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать
детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы,
как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как
рождается сказка миниатюры на палехских лаковых
шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и
любить народное искусство. Познакомиться
с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как
правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и
керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д.
С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках
декоративно-прикладного искусства.
Много
интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих
о народном декоративном искусстве, о творчестве народных
мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве
пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми,
несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим
совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки
из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села
Богородское.
Ребенок
обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: » Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом
лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил
он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его
дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с
тех пор красота — посуда расписная!»
Можно
загадать ребенку загадку:
«Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
А
рассказ о гжели можно начать с такой сказки: » Один купец
поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его
стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от
мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и
нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в
подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная » синяя » сказка —
гжель.
Рассказ о
матрешке мама может начать, например, так:
«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай,
про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей — темница.
Прообраз
деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта
была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в
русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди
добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая,
радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова
и работа».
Важно
всегда помнить: искусство народных промыслов занимает
особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня
поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального
достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.
Народное декоративно-прикладное
искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать
художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас
жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и
народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского
творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность,
красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей
умственной активности и всестороннего развития ребёнка.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей
эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма,
национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок
узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера,
люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у
ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность
— «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! »
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2023
Дата обновления: 16.01.2023
Дата публикации: 16.01.2023