Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания. выступление на МО.

19.03.2023

«Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты с детства увидал»
Константин Симонов

Родина. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открывается однажды.   Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его друзьями.

 

 От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование отношения к окружающему. Однако, для того, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо чтобы весь педагогический процесс был пронизан темой патриотизма, то есть, нравственно-патриотическое воспитание ненавязчиво легло бы в его основу. Неслучайно, что именно фольклор с давних времен оценивается  как средство формирования духовно-нравственной культуры. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания

         Само слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства имел возможность слышать потешки, прибаутки, колыбельные песни, звучащие как ласковый говорок, выражающие заботу и нежность. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Ребенок, воспитанный на песнях и  сказках  оперирует такими понятиями    как  «добро»«красота»«уважение»«честность»«благородство».  Он  способен проникнуться этим добром, чистотой, верой в светлое будущее.

Помимо этого, народный фольклор с его широкой палитрой жанров (прибаутки, шуточные, игровые и плясовые песни, игры, хороводы, театрализованные представления,  народные праздники) имеет не только воспитательный, но и образовательный и развивающий эффект.

 

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка» и т. д. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к  народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Полянка». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания.  Плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.Используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Калинка» и т. д.  Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения дошкольников, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах воспитанники приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.

Очень важным является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», «Масленица», «Ярмарка», «Синичкин день». Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.Хочу такой сайт

 

Театр – синтез всех искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Поэтому незаменимой в своей работе считаю театрализованную деятельность. Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это выбор репертуара для театральной постановки. Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Конечно, лучше всего для детей подходят  народные сказки. В  народной сказке заключается мудрое и ясное понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь. Материал для постановок я подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принимая во внимание интерес детей к сказкам, доступность детского восприятия, а также общеизвестное значение сказки для нравственного  воспитания детей в своей работе я использую наиболее популярные из них: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Рукавичка» и многие другие.

 

Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о стране. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.03.2023

Дата обновления: 27.03.2023

Дата публикации: 19.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».