Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания. выступление на МО.
19.03.2023
«Ты вспомнишь не
страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты с детства увидал»
Константин Симонов
Родина.
Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет
ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открывается однажды. Для ребёнка Родина –
это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом,
где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его друзьями.
От того, что слышит
и видит ребёнок с детства, зависит формирование отношения к окружающему.
Однако, для того, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к
родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо
чтобы весь педагогический процесс был пронизан темой патриотизма,
то есть, нравственно-патриотическое
воспитание ненавязчиво легло бы в его основу. Неслучайно, что именно фольклор с давних времен оценивается как средство формирования духовно-нравственной
культуры. Только произведения устного народного творчества удивительным образом
совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания
Само слово
фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное
знание.
Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства имел
возможность слышать потешки, прибаутки, колыбельные песни, звучащие как
ласковый говорок, выражающие заботу и нежность. Народная музыка вызывает
интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение – словом,
обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Ребенок, воспитанный на песнях и
сказках оперирует такими
понятиями как «добро», «красота», «уважение», «честность», «благородство».
Он способен проникнуться этим
добром, чистотой, верой в светлое будущее.
Помимо этого, народный фольклор с
его широкой палитрой жанров (прибаутки, шуточные, игровые и плясовые песни,
игры, хороводы, театрализованные представления,
народные праздники) имеет не только воспитательный,
но и образовательный и развивающий эффект.
С
русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с младшей
группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка» и т. д. Работая с
малышами над музыкально - ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся
к народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах
вы, сени», «Как у наших у ворот», «Полянка». Народные мелодии естественны и
поэтому легки для восприятия и запоминания.
Плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и
позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей
ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои
действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня»,
«Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми
младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются
внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп,
часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, колядки,
игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из
взрослого фольклора.Используется многообразие народной музыки для разучивания
танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок: «Млада», «Посею лебеду
на берегу», «Калинка» и т. д. Народная
музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях.
Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения дошкольников,
позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает
позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах воспитанники
приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.
Очень
важным является проведение календарных и фольклорных праздников в различных
группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники
как: «Осенние посиделки», «Масленица», «Ярмарка», «Синичкин день». Благодаря
включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не
простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в
народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах,
играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом,
принимают к действию.
Театр – синтез всех искусств, и активное его
использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Поэтому незаменимой в своей
работе считаю театрализованную деятельность. Очень важный
момент, на который стоит обратить внимание, это выбор репертуара для
театральной постановки. Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Конечно, лучше всего
для детей подходят народные сказки. В народной сказке заключается мудрое и ясное
понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому,
сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль
одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно
впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы
прожить будущую жизнь. Материал для постановок я подбираю с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников. Принимая во внимание интерес детей к
сказкам, доступность детского восприятия, а также общеизвестное значение сказки
для нравственного воспитания детей в
своей работе я использую наиболее популярные из них: «Колобок», «Гуси-лебеди»,
«Рукавичка» и многие другие.
Знакомство
с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему
миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус,
развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о
стране. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания
ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.03.2023
Дата обновления: 27.03.2023
Дата публикации: 19.03.2023