17.02.2022
Каждый ребенок талантлив от рождения
Возможностью тонко чувствовать музыку обладает
большинство детей, и во многом благодаря родителям, которые вовремя обратили на
это внимание, удаётся раскрыть музыкальный талант малышей. Но как родителям, не
имеющим специального музыкально-педагогического образования, помочь своему
ребенку развить музыкальные способности? Предлагаю краткий курс для родителей.
1.
Слушание
Для начала, обратим
внимание, какую музыку слушает ваш ребёнок. К сожалению, в современной семье дети
очень редко слышат качественные детские песни, а уж про классику и говорить не
приходится.
Советую приобрести диск
с добрыми песнями из старых мультфильмов и устраивать совместные дискотеки,
исполнять полюбившиеся детские песенки на импровизированных семейных концертах,
детских праздниках.
Не поленитесь, скачайте
из интернета классическую музыку с видео сопровождением (таких музыкальных пьес
очень много на yutub).
Могу посоветовать «Времена года» А.Вивальди, «Детский альбом» П.Чайковского, «Карнавал
животных» К.Сен-Санса, «Дед Мороз» Р.Шумана, «Картинки с выставки»
М.Мусоргского, вальсы Г.Свиридова, Ф.Шопена, А.Хачатуряна. Видео слайды помогут
малышу глубже понять смысл музыки. После прослушивания какого-либо произведения
поиграйте с ребенком в «Копилку слов
о музыке» - возьмите небольшую коробочку и по очереди «положите»
в нее как можно больше слов, определяющих характер, настроение музыкальной
пьесы (ласковая, светлая, игривая и т.д.), предайте игре соревновательный
характер (кто больше). В процессе накопления «фонда любимой музыки» играйте в «Угадай мелодию» (узнать
музыкальное произведение по начальным тактам).
И, конечно же, никто
ещё не отменял колыбельных песен перед сном. Ваше непосредственное пение (пусть
даже и не слишком чистое), даст представление малышу о «живом» вокальном
исполнении, об интонировании. Кроме того, песни станут ассоциироваться у
ребёнка с теплом родительских рук, с заботой и нежностью.
2.
Развитие ритмического
слуха
Постараемся
сформировать у ребёнка базовые музыкальные знания. Сделать это можно в игровой
форме даже в процессе выполнения будничных домашних дел.
Расскажите малышу, что
звуки бывают длинными и короткими. Длинный звук мы назовём «дон», а короткий
«ди-ли». А теперь выкладывайте всевозможные ритмические рисунки из окружающих вас предметов и играйте их
на домашних ударных инструментах – ложках, кастрюлях и т.п.
Например, кладём в линию большие апельсины и маленькие мандарины
(апельсин – длинный звук «дон», мандарин – короткий звук «ди-ли»):
большой-большой-маленький-маленьки-большой. Проговариваем: дон-дон-ди-ли-дон.
Прохлопываем или простукиваем: тук-тук-туки-тук. В награду юному барабанщику –
фруктовый салат из использованного дидактического материала.
3.
Развитие
звуковысотного слуха
Объясните, что
музыкальные звуки (т.е. те, которые можно пропеть) бывают высокими (тонкими),
низкими (широкими, большими) и средними.
Высоким звуком пищит
мышка, низким рычит медведь, а средним говорим мы с вами. Ну вот, можно и
поиграть в «Поющие кружки».
Возьмите три разных по высоте кружки, расскажите, что у каждой из них свой
голосок. У высокой кружки голос тоненький (пропойте), у средней – обычный,
средний, а у низенькой – большой, низкий. Попросите ребёнка отвернуться и
положите под одну из кружек конфетку. А теперь пропойте голосом,
соответствующим по высоте «голосу» кружке с конфетой: «Я здесь». Ребёнок
попробует определить какая кружка пела и найти под ней приз.
4. Развитие мелодического слуха
В каком направлении движется
мелодия?
Как научиться управлять своим голосом?
Всё очень просто – давайте порисуем. Возьмите лист бумаги, краски,
кисточку. А теперь рисуем и поём.
Например, изобразим зимний пейзаж.
Нарисуем внизу листа длинную ровную линию – землю (ведем
кисточкой и тянем голосом низкий звук «а»).
Теперь нарисуем небо – линия вверху листа (тянем высокий звук
«а» вслед за движением руки).
Посередине листа будет дорожка – рисуем линию и поем ровный
средний звук «а».
Вот пошёл снег – рисуем точки-снежинки и поем отрывистые звуки разной высоты.
Какие сугробы намело! (Рисуем волнистые линии и раскачиваем
голос).
Ребята пошли кататься с горки, нарисуем ее (медленно тянем звук
вверх и быстро спускаем его вниз).
А какая зима без снеговика?! Лепим нижний ком (рисуем круг,
начиная с нижней точки, голос следует за рукой снизу вверх и обратно),
средний ком (круг начинается с середины), голову (начиная с верхней
точки).
Ах, поднялась метель! (Рисуем петли, голос следует за рукой
вверх-вниз).
Какая красивая картина! Какая удивительная песня! Придумывайте
свои музыкальные картины. Нарисуйте волны,
горы, солнце. Пусть голос следует за рукой, а рука за фантазией.
Мамы и папы, бабушки и дедушки!
Учите своих детей, учитесь вместе со своими
детьми.
Ведь никогда не поздно учиться.
Пусть музыка соединит ваши сердца.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.02.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 17.02.2022