18.03.2022
«Музыка как средство приобщения детей
к истокам народной культуры»
«Музыка есть сокровищница,
в которую всякая национальность
вносит свое, на общую пользу»
Петр Чайковский
Слайд. Интерес и внимание к народному искусству, в том
числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все
чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о
возрождении народных праздников с их традициями, обычаями.
Слайд. 2022-ой год объявлен Годом культурного
наследия народов России. Решение принято в целях сохранения культурных
традиций, памятников истории, культурной самобытности всех народов и этнических
общностей страны.
Слайд. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь
поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников,
забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно
вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы
тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным
общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, интересно.
Расширяя репертуар песен русского фольклора, хороводов, игр во время реализации
образовательной области «Музыка» мы сможем заинтересовать и привлечь интерес к
нашей культуре.
Слайд. Процесс
познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш
народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через
колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы,
поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в
этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет
устойчивый интерес.
Знакомясь
шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, участвуя в календарных
праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Это несет в себе неиссякаемые возможности
развития у детей художественного творчества. Вводя детей в
народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Слайд. Музыка в дошкольном учреждении источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой
творческий потенциал.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых я
знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские
колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры,
хороводы, потешки, которые используются в различных фольклорных праздниках.
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Слайд. Надо заметить, что с помощью народных песен
с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование,
правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение;
отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость,
накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных
исполнителей народной песни.
На основе слушания народных песен провожу с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как
песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе
слушания знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов(гусли,
гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказываю
об истории их происхождения.
Слайд. Широко используется русская народная музыка в
обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам организована так, чтобы она
соответствовала трём важным условиям:
-быть
доступной для детей и педагога;
-
быть систематической формой обучения;
Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии
её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям
лучше понимать музыкальную речь,
развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Слайд. Народные игры способствуют
воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении
трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению
ролей, служит самоорганизации детей.
Через игру воспитывается чувство
ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Становясь
участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с
другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Слайд. Игра на музыкальных инструментах – это
один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно
привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к
игре на народных музыкальных
инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках,
свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах
помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в
искусстве и жизни.
Слайд. Разученные на музыкальных занятиях песни,
танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах
становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в
праздники, развлечения, театрализованную, проектную деятельность.
Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества,
большой простор для творческих фантазий ребёнка, раскрытия актёрского таланта.
Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных народных играх и сказках: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»
Слайд.
Одним
из направлений знакомства детей с фольклором в дошкольном учреждении является знакомство
детей с народными праздниками, важной чертой
которых является взаимосвязь с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён
года, погодными и природными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых,
растений.
Русские календарные праздники -
уникальная возможность для детей
погрузиться в мир народной
музыки, без труда овладеть большим
репертуаром народных песен,
получить огромное удовольствие от
встречи с прекрасным самобытным народным
искусством.
( Осенины, Васильев день, Колядки, Ярмарка мастеров, Сороки, Масленница, Курячьи именины, Яблочный спас …).
Русские народные праздники помогают творчески
развиваться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Слайд. Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для
развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
-
наглядный материал;
- музыкально-дидактические игры;
-
конспекты занятий;
-
сценарии музыкально –
фольклорных праздников;
-коллекция народных инструментов (трещотки, бубны,
свистульки, колокольчики, бубенцы, ложки, дудочки и т. д.);
- народные костюмы для взрослых и детей;
-
фонотека произведений народной
музыки.
В работе по развитию
музыкального восприятия
дошкольников так же используют методы
ИКТ. (информационно-коммуникационные
технологии)
Это презентации на темы: рус.
народные инструменты, календарные
праздники, фонотека нар. мелодий, художественное слово, красочные детские иллюстрации,
картотеки: рус. народных
игр, народных инструментов,
сценарии фольклорных
праздников, интегрированные занятия на основе фольклора, проекты и т. д..).
Слайд. В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются
благоприятные условия для приобщения детей дошкольного
возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это
богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык
своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Спасибо за внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 06.03.2023
Дата публикации: 18.03.2022