«Музыка как средство приобщения детей к истокам народной культуры» Выступление на районном МО

18.03.2022

«Музыка как средство приобщения детей

к истокам народной культуры»

 

 «Музыка есть сокровищница,

 в которую всякая национальность

 вносит свое, на общую пользу»
                                                                                                             Петр Чайковский

 

Слайд.  Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями.

 

 Слайд.         2022-ой год объявлен Годом культурного наследия народов России. Решение принято в целях сохранения культурных традиций, памятников истории, культурной самобытности всех народов и этнических общностей страны.

Слайд.         К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, интересно. Расширяя репертуар песен русского фольклора, хороводов, игр во время реализации образовательной области «Музыка» мы сможем заинтересовать и привлечь интерес к нашей культуре.


Слайд.           Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

   Знакомясь шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси.  Это несет в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

 

Слайд.       Музыка в дошкольном учреждении источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных фольклорных праздниках.

 

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

 

Слайд.           Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

 

Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.

Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен  провожу с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

          В процессе слушания  знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов(гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказываю об истории их происхождения.

 

Слайд.           Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:

 

-быть доступной для детей и педагога;

- быть интересной для них;Хочу такой сайт

- быть систематической формой обучения;

 

Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

 

Слайд.           Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

 

Слайд.           Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

 

Слайд.           Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в праздники, развлечения, театрализованную, проектную деятельность.

 

Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества, большой простор для творческих фантазий ребёнка, раскрытия актёрского таланта. Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных народных играх и сказках: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»

 

  Слайд.              Одним из  направлений  знакомства детей с фольклором в дошкольном учреждении является знакомство детей с народными  праздниками,  важной чертой  которых  является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными и природными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых, растений.

      Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей  погрузиться в мир  народной музыки,  без труда овладеть большим репертуаром народных песен,  получить  огромное удовольствие от встречи с прекрасным  самобытным народным искусством. ( Осенины, Васильев день, Колядки, Ярмарка мастеров, Сороки, Масленница,  Курячьи именины, Яблочный спас …).

 Русские народные праздники помогают   творчески  развиваться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Слайд.           Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:

- наглядный материал;

- музыкально-дидактические игры;

- конспекты занятий;

- сценарии музыкально – фольклорных праздников;

-коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, ложки, дудочки и т. д.);

- народные костюмы для взрослых и детей;

- фонотека произведений народной музыки.

 

В работе  по развитию  музыкального восприятия   дошкольников  так же используют  методы ИКТ.  (информационно-коммуникационные технологии)

 Это презентации  на темы: рус.  народные  инструменты,  календарные  праздники,  фонотека  нар. мелодий,  художественное  слово, красочные детские иллюстрации,  картотеки: рус. народных  игр,  народных  инструментов,  сценарии  фольклорных  праздников, интегрированные занятия на основе фольклора, проекты  и т. д..).

   

Слайд.           В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Спасибо за внимание!

Просмотров всего: , сегодня:

музыка, как средство риобщения детей к истокам народной культуры.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 18.03.2022

Дата обновления: 06.03.2023

Дата публикации: 18.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».