«Классическая музыка в жизни ребёнка»
17.03.2024
Не
сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать
своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным
на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше:
это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей
моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам
чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее
искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет
устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние
малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа».
Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще
как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои
просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки,
Глюкозы и той же Кати Лель! Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого
раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это
напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый
родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые,
уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то
же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще
и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются
детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного
единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка. И,
конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и
продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты,
ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его
последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт
основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно
уверена, что это должна быть классическая музыка классическая. Заранее предвижу
скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику,
понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С уверенностью отвечу: нет,
не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных
особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои
убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы
однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека
и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка
уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия
музыки на человека (по результатам исследований педагогов–психологов):
Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ;
Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и
разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы
являемся.
Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают
чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.
Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года
(«Весна»); Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают
самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно
слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое,
возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным»
сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю
всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами
увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы
«Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского.
Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского
«Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята
с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты»
опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских
школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления
мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио-
информационной сферы. Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь
общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к
формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения,
То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет
огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного
будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая
эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют
повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что
так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому
стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует
максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка
с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника
формируются аналитические способности. Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и
папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого
раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и
народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в
современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес
и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по
принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой
классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие
родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет
огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы,
считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И
если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных
занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои
умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют
удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все
делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или
Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о
маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок
получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных
приоритетах! Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В
этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные
произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим
другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое
время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает
особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна.
Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка
заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта
душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального
вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях,
лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих
ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и
приумножать ценности родной и мировой культуры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2024
Дата обновления: 13.03.2024
Дата публикации: 17.03.2024