Зачем ребенку кукольный театр?

21.03.2024


Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол – одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1.     Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2.     Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3.     Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол:

1.     Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2.     Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3.     Гапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4.     Ростовые куклы. Кукла надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5.     Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.     Мимирующая кукла - верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7.     Куклы театра теней - плоскостные фигурки. Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Мы же сейчас поговорим о самом любимом и самом доступном театре кукол – о перчаточных куклах.

Живая кукла – возможно ли это?

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно!

Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний.

Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию.

Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным.

И тут вдруг!!!! он видит куклу, которая тянется к нему ручками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление!! Любопытство! Желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе.

Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?

В игре он больше не малыш! Он – взрослый!! И решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Что еще дает ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.Хочу такой сайт

Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает малышам игра в кукольный театр.

Помимо этого, игра в кукольные представления может быть использована в психотерапевтических целях для того, чтобы помочь детям преодолеть собственные страхи. Взрослый и часть детей находятся за ширмой. Они манипулируют куклами так, чтобы не быть видимыми зрителям-детям. Взрослый, выступая, скажем, в роли лисы, обезьянки или кота, взаимодействующих с другими "игровыми" персонажами имитирует ситуации неожиданного появления угрозы, страха и защиты, хитрости и коварства, дружбы и обмана и т. д. В ходе игры создаются условия, при которых дети изживают собственные страхи. Иногда игра строится так, что взрослые и дети попеременно занимают позицию защищающегося и нападающего персонажа. Эмоция страха вытесняется эмоцией победы.

Подражаем, сочиняем, говорим... и взрослеем!

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Благотворное влияние сказки очевидно даже на психику взрослого человека.

Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь.

Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

«Я - лягушка-попрыгушка», «Я - лисичка-сестричка», «Я - волчок–серый бочок» – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

В принципе, начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родитель или воспитатель сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия.

В этом возрасте понятны и любимы сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). В связи с возрастными особенностями этого возраста, дети могут смотреть эти сказки много раз.

И всевозможные народные потешки, такие как «Сорока», «Петушок», «Ладушки» и др.

«Сорока»

Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!

«Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

В 3 года ребенок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы-заменители.

В этом возрасте детям понятны такие стихи и сказки как:

  • «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Снегурочка и лиса»;
  • «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и заяц», обр. В. Даля;
  • «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина
  • «Маша и медведь», обр. М. Булатова,
  • «Девочка-ревушка» А. Барто;
  • «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак.;
  • «Заюшкина избушка», р.н.с

К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребенка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский театр.

В этом возрасте и старше рекомендуются такие сказки:

  • «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
  • «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, под ред. С. Маршака;
  • «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм.
  • «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
  • «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;
  • «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого
  • «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;
  • «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова;
  • И другие

Приобрести ребенку эту игру не составит труда: кукольные наборы для инсценировки известных народных сказок, или сказок Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и других писателей можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр.

Устройте дома кукольный театр.

Попробуйте вместе с ребенком и его друзьями смастерить дома кукольный театр. «Сцену» и театральный реквизит лучше всего приготовить самим. Старый картонный ящик можно превратить в ширму. Нет ящика? Подойдет гладильная доска; набросьте на нее какую-нибудь ткань, вот и готовы подмостки.

«Труппа» может состоять из мягких игрушек и кукол, но все-таки интереснее смастерить «актеров» собственными руками.

Загляните на антресоли, там наверняка найдутся старые вещи, которые тоже пойдут в дело. И чем необычнее будут материалы, тем интереснее и веселее пойдет работа. Это увлекательное времяпрепровождение не только поможет развить у детей творческие способности и фантазию, но и научит их работать сообща, сделает ребятишек более уверенными и раскрепощенными. Кроме того, эта игра отлично развивает речь ребенка и учит навыкам социального взаимодействия.

И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую «магическую» обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.03.2024

Дата обновления: 23.03.2024

Дата публикации: 21.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».