14.09.2024
Для ребенка слова НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ – пустой звук,
заставить малыша делать то, что он не хочет – практически невозможно. Кричать,
ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может
вылиться в реку слез и грандиозную истерику.
Предлагаем Вам
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки:
- прежде всего, первое время, убирая игрушки
самостоятельно, делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть,
какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что Вам это доставляет
радость;
- затем предложите ребенку помочь Вам. Начните
убирать сами, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок
первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он
видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок
согласился, похвалите его;
- когда убираете с ребенком игрушки, можно напевать
веселую песенку: Мы игрушки убираем, раз, два, три. По местам их
расставляем, посмотри. Раз игрушка, два — игрушка, три игрушка;
- придумайте в комнате специальные места для
игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки
лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут
притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои
места;
- придумайте игру, это могут быть бабочки или
пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать
ребенку крылышки) в домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день
работали, а теперь им пора по домам, а, чтобы они не заблудились проводить
их до дома (ящика), в общем, проявите фантазию.
И всегда помните – мы
не делаем уборку. Мы ИГРАЕМ!
Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно
придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от Вашей фантазии
– «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и т. д. Важно, как можно ярче
оформить домик, это можно сделать опять-таки с помощью ребенка, используя
вырезанные картинки из журналов, или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок,
сделавший своими руками домик для игрушек – будет использовать его по
назначению и, по окончании дня, отправлять туда своих «друзей». Расставьте
коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.
1.
Волшебная коробка
В волшебной коробке должны жить и волшебные сказочные
герои – говорящие зайцы и мишки, принцессы и принцы. Она должна быть больше,
ярче и красивее других оформлена.
2.
Ленивая коробка
В этот вид коробки можно отправлять те вещи, которые
не относятся непосредственно к игрушкам, но ребенку они интересны – болтики,
винтики, старые поварешки и другую утварь ненужную родителям, но так
необходимую ребенку.
3.
Важная Коробка
В эту коробку мы складываем то, что необходимо для
рисования, лепки, аппликаций. В эту же коробку можно сложить то, что нельзя
хранить в игрушках – ножницы, подушечку с иголками, клей и т. д. Вещи –
носочки, маечки, штанишки, аккуратно развешиваем на спинку стула или отправляем
спать на полку в шкаф. Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на
ребенка и, уж конечно, нельзя его ругать или наказывать за что-то, сделанное
неправильно. Научить ребенка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь
потом это поможет маме приучать ребенка наводить порядок в комнате, быть
аккуратным и внимательным к своим личным вещам.
Почему ребенок не хочет убирать игрушки?
Прежде чем придумывать игры для уборки, психолог
советует разобраться, почему ребенок не хочет наводить порядок в комнате,
несмотря на ваши просьбы. Вот самые распространенные причины:
— Игрушек дома слишком много
Тогда они перестают быть ценными и значимыми для
ребенка. Если какая-то из них потеряется, его это не расстроит. «Ну, сломается,
ну, потеряется, их же полный дом», — так может рассуждать ребенок, поэтому не
стремится класть вещи на свои места. Кроме того, убирать завалы игрушек,
занявших всю квартиру, гораздо сложнее психологически. Поэтому первое, что
должны сделать родители, — это ограничить количество игрушек.
Скажите ребенку: «Если ты не хочешь убирать игрушки,
значит, от них устал, они тебе не нужны. Поэтому мы можем отдать их другому
ребенку или убрать в шкаф на несколько месяцев, чтобы они тебе не мешали.
Оставь только нужные тебе вещи, остальные я уберу или кому-нибудь отдам».
Важный момент: говорите об этом без угроз, а дайте ребенку право выбора: убрать
игрушки, сложить их в шкаф на время или отдать кому-то другому.
— Нет удобных и понятных мест для хранения
игрушек
Чтобы ребенку было легче убирать в комнате,
организуйте в ней определенные места для хранения игрушек. Ребенок без проблем
должен до них доставать, они должны легко открываться и закрываться. Это могут
быть специальные контейнеры, в которые легко складывать машинки, конструктор и
кубики. Такие коробки будет здорово подписать словами или с помощью наклеек.
Для того чтобы найти свою любимую игрушку, ребенку не нужно будет высыпать на
пол содержимое всех ящиков.
— Уборка для ребенка — это наказание и боль
«Если будешь плохо себя вести, будешь сам убирать свои
игрушки», «Думаешь, мне нравится убирать? Терпеть это не могу!» — подумайте, не
общаетесь ли вы таким образом со своим ребенком, убеждая в том, что уборка —
это скучно и тяжело? Объясняйте и показывайте на своем примере, что родители
убирают не потому, что так надо, а потому что им приятно, когда дома чисто,
красиво и просторно. Тогда уборку дети будут воспринимать как приятное занятие.
— Ничего не случится, если ребенок не уберет
игрушки
Проанализируйте, что вы делаете, если ребенок
отказывается убирать игрушки? Если мама как всегда покричит, а потом придет и
все сделает сама, то ребенок просто не видит смысла напрягаться. Аналогичная
история, если после родительских угроз игрушки остаются разбросанными на полу, а
мама просто об этом забывает.
Объясните ребенку, что когда вы убираете игрушки
вместо него, времени на игры и чтение книг не остается. Если малыш все равно
отказывается от своих обязанностей, важно не идти на уступки и в этот вечер
заниматься своими делами. А если ребенок приходит на помощь родителям,
освободившееся время обязательно уделите общению. Ребенок поймет эту
закономерность, и у него появится естественный стимул наводить порядок в
комнате. Ведь тогда мама сможет с ним поиграть.
— У ребенка нет алгоритма уборки
Для взрослых фраза «Убери игрушки» звучит понятно, для
ребенка — очень туманно. Для него уборка — это гигантская глыба, к которой он
не знает, как подступиться. Помогите ребенку понять, что нужно делать и в каком
порядке. Давайте в процессе уборки четкие задания: «Поставь книги на полку,
убери машинки в контейнер, сложи конструктор в ту коробку». Тогда уборка не
будет казаться ребенку слишком сложной задачей.
— Ты все делаешь не так!
Любой процесс, который сопровождается тонной критики и
замечаний, удовольствия вызывать не будет. Сравните: «Ты неправильно сложил
машинки, я же тебе уже сто раз показывала, как это нужно делать» или «Как
здорово становится в комнате после уборки. Посмотри, сколько свободного места
стало. А игрушки так рады и говорят тебе: «Спасибо, Маша». Рассказывайте при
ребенке своим знакомым о том, что у вас растет настоящий помощник, и мама ему
очень благодарна. Это тоже отлично работает.
— Разрушение игры
Иногда ребенок протестует против уборки, потому что
ему не хочется разрушать созданный им мир — волшебный замок или лабораторию для
опытов. Возможно, с нашей точки зрения «замок» выглядит как свалка, но для
ребенка это большая ценность. В таком случае можно разрешить оставить
неразрушенным его «волшебный мир». Попросите убрать все остальное. Превратите
уборку в игру Если вы ограничили количество игрушек, организовали удобные места
для их хранения и создали позитивный образ уборки, то заинтересовать ребенка
самим процессом можно с помощью игр. Вот несколько идей, благодаря которым
уборка игрушек станет веселой игрой, а не ненавистной задачей.
У дошкольника еще нет алгоритма уборки, поэтому можно
нарисовать для него «карту местности». Это может быть ватман или лист А4 с
картинками или наклейками, которые будут обозначать «Лего-горы», «Остров
зверей», «Город машин», «Кукольный замок». На контейнеры или полки нужно
приклеить такие же значки, как и на карте. Скажите ребенку, что игрушки не
могут найти свои домики, их нужно расселить по городам, замкам и долинам.
— Робот
Предложите ребенку побыть роботом: «Пиу....Бип-бип! Ты
ро-бот! Делай три шага от стола. Команда выполнена. Собрать все кубики в
коробку. Команда выполнена. Потанцевать. Команда выполнена. Мишку на полку».
Если вы видите, что ребенку становится скучно, предложите поменяться ролями: вы
будете роботом, а он управлять вами, и так по очереди.
— Бомба
Заведите таймер на 10-20 минут и скажите ребенку, что
нужно убрать игрушки, пока бомба не взорвалась. Если ребенок не любит «скоростные»
игры, можно просто сказать ему, что убирать нужно всего лишь 10 минут до звонка
таймера. А потом будет возможность заняться чем-то другим, что он любит.
— Сказка
Можно придумать для уборки сказку о волшебном городе
Беспоряндии или рассказать о том, как зайчик потерялся среди гор игрушек.
Примеры таких сказок можно найти в интернете. Запомните тот вариант сказки,
который понравится вашему ребенку, и разыграйте ее во время уборки.
— Пылесосный монстр
В шуточной форме скажите ребенку: «Всем внимание!
Происходит вторжение пылесосного монстрика! Он засасывает все, что встречает на
полу. Игрушки, спасайтесь!» Это должно выглядеть весело для ребенка, не
переигрывайте, чтобы не напугать.
— Изобретатель
Собирать игрушки гораздо веселее с помощью какого-нибудь
крутого приспособления. Это может быть ковер-самолет, роль которого может
сыграть крышка из-под обувной коробки: в нее на лету можно собирать конструктор
и переносить на место. Другой вариант — поезд из контейнеров, который забирает
по пути пассажиров-игрушек, или клешне-нос (снежколеп), который ловит сбежавшие
игрушки и сажает их в «ловушки» (контейнеры).
— Клад
Расскажите ребенку, что ему пришло письмо, в котором
написано: «Где-то в комнате среди беспорядка спрятан волшебный клад, и он
становится видимым только тогда, когда все вещи окажутся на своих местах». Пока
ребенок будет убирать, незаметно положите на видное место какой-то маленький
сюрприз: наклейку, маленькую игрушку, сладость или давно забытую игрушку.
Важно, чтобы подарок был небольшим. Нужно не покупать уборку, а создавать
ассоциацию того, что наведение порядка — это приятное дело.
— Отправьте лишние игрушки в «отпуск»
Объясните ребенку, что все игрушки, которые он не
хочет убирать, отправляются в отпуск: «Они устали грустить на полу, им пора
отдохнуть». Ребенок начнет убирать любимые игрушки на место, чтобы он мог с
ними вскоре поиграть. А те, что останутся на полу, спрячьте на месяц-другой в
шкаф. Но будьте непреклонны и строго следуйте правилу: возвращать игрушки из
отпуска раньше времени нельзя.
— Организуйте в комнате островок беспорядка
Чтобы ребенку проще было принять факт уборки, можно
разрешить ему оставить небольшой островок беспорядка в комнате. Объясните, что
там можно не убирать, а вот остальную территорию нужно «очистить» от игрушек.
— Предложите принцип: «Я за тебя, ты за меня»
Скажите ребенку: «Я вижу, что тебе ужасно не хочется
убирать игрушки. Давай меняться? Я уберу твои игрушки, а ты выполнишь
какое-нибудь мое дело: помоешь ложки, польешь цветы, протрешь пыль. Будем
меняться?» Это отличный способ распределить работу по дому на всех членов
семьи, ведь дети обычно с радостью берутся за дела взрослых. Некоторые домашние
заботы вполне можно делегировать ребенку уже с 2-3 лет.
·
·
·
·
·
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.09.2024
Дата обновления: 24.09.2024
Дата публикации: 14.09.2024