03.10.2024
Что
же такое режим дня? Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток,
предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную
организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий
возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает
работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности,
предохраняет от переутомления. Любая деятельность – это ответная реакция на
внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом
сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей
(тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.
Почему
так важен режим дня? У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность
в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и
сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность,
поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии
и не вызывает выраженного утомления. Нарушение же режима отрицательно
сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот,
возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят
беспокойно.
Ребенок,
с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не
приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.
Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то
утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка
имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится
поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем
они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или
пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные
ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители
полностью используют для своих дел. Почему так важно соблюдать режим дня и дома?
Уже выше сказано, если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи,
сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на
состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в
организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но
дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не
всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные
дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется
некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш
склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни… Поведение ребенка
в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой
зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные,
а также в выходные дни. На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется
незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно
за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более
продолжительном сне, чем взрослый человек. Ребенку до 5 лет положено спать в
сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов
ночью и 1,5—2,5 часа днем).
Основными
компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе
(прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность
и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в
определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые
характерные черты и особенности. Режим дня считается правильным, если
обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов
жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода
бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую
сопротивляемость организма. Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче
всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому
труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать
это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще
относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных
процессов. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это
можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15,
предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время
наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался. Постепенному переключению
от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к
трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить
одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.10.2024
Дата обновления: 11.10.2024
Дата публикации: 03.10.2024