Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
29.05.2022
Впечатления
детства остаются в памяти человека надолго.Их яркость и богатство будут
согревать душу долгие годы спустя,а возможно, и всю последующую жизнь.
В
общий поток радостных настроений и незабываемых эмоцийдетства свои особенные
ощущения вносит общение детей с музыкой. Музыка для них – мир
радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость
творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть
детямдверь в этот неповторимый мир музыки,научить их понимать и любить ее!
И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для
этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный
слух и эмоциональную отзывчивость.
Как
сказал известный скрипач С.Стадлер: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском
языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»
Наиболее успешное усвоение музыкального языка,
как и любого другого, происходит в раннем детстве.Современной
психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически
подтверждено, что именно дошкольныйвозраст способствует успешному
творческому развитию детей.И что именно музыкальная деятельность более
всего соответствуетэмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.
Н.А.
Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей
в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым необходимым условиемвозникновения
детского творчества является накопление впечатлений от восприятия
искусства. Именно искусство являетсяобразцом для творчества, его
источником. Получая с детстваразнообразные музыкальные впечатления, ребенок
накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь»
музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной
выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то
успешно может использовать все это при
исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.
Другим
условием
являетсянакопление опытаисполнительства. В импровизациях дети
эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в
процессеобучения.Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового
мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие
задачи:
-
формирование интереса к вокально-хоровому искусствуразвитие
музыкального слуха- совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным
голосом, с хорошей артикуляцией, на дыхании, чисто интонируя)- умение
петь музыкально, выразительно передавая характер
-
развитие
творческого потенциала ребенка.
Вокально-хоровая деятельность – это не только
развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но
и общее развитие ребенка. Так,
формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля,
фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие.Развивается
чувство красоты, укрепляется и углубляется интереск творческой деятельности,
расширяется инициатива.Воспитывается активность, самостоятельность, стремление
довестидело до конца.
Творческие
способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и
во время танцевальных импровизаций, и во
время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Пение – самый доступный вид музыкальной деятельности,приобщающий детей к музыкальному
искусству. Пение – искусствоуникальных возможностей! Какисполнительских, так и
образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной
культуре, но и сам создает ее!Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно
выразить свои чувства в пении.
Несмотря
на то, что пение – один из самых доступных видовмузыкальной деятельности,
процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует
определенной системы.Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему,научить,
прежде всего,слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать…
Формирование правильных вокально-хоровых навыков –процесс кропотливый и систематический.Можно
сказать,ежедневный…
Это выработка правильного
дыхания, звукообразования (прежде всего
- округленные гласных о,е,и,а,е), чистого интонирования,
правильной четкой артикуляции,слухового самоконтроля и слухового внимания,
развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения
к собственному голосу.
Это
и стремление кэмоционально –выразительному исполнению: работа над
выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением
глаз.
Процесс формирования правильных
вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:
·
игровой характер занятий,
упражнений;
·
индивидуально - дифференцированный
подход(учтены возрастные физиологические и психологические
особенности)
·
грамотно подобраны методы и приемы
развивающие атрибуты для занятий
·
наличие интересных
музыкально-дидактических игр
·
хорошая звуковоспроизводящая аппаратураиспользование
инновационных технологий
Таким образом, важным условием развития
творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.
Творческие
способности развиваются во время всей музыкальной деятельности дошкольников: и
во время танцевальных импровизаций, и во
время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Импровизация
есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное самопроявление ребенка в звуке
и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к
детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой,как
ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.
«Нельзя
позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен
погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не
смогу, не успел)…»
(Я.Морено)
Т.е.
педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку
времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет
меньшее значение, чем сампроцесс импровизации. Важен сам творческий процесс и
сопровождающие его психологические состояния радости, искренности,
удовольствия!
Я
думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатнаяпочва для активизации
творческого потенциала детей.
Использую
в своей работе самые разнообразные методические приемы.
Так,
распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых
давали бы импульс, толчок к творчеству, представлялибы яркий образ.
«Лягушонок,
сколько будет – к одному прибавить два?И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»
Изменив
тональность, мы изображаем лягушонка маленьким илибольшим, сидящим высоко на камешке или низко на берегу…Изменив темп,
изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле…Можно вообще спеть без текста,
вокализом на «ква-ква-ква»,как будто на языке этого лягушонка…
Или, работая над скороговорками, текст уже
выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету»,
восторженно.
«Дятел
дерево долбил, деда стуком разбудил» или«Моем,
моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».
Здороваясь
в начале занятия, можно попросить спеть«здравствуйте» минорно или мажорно в
зависимости от настроения ребенка.
Использую
звукоподражания:
чив – чив, мяу-мяу, ку-ку,тук-тук…(опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама
(ниже-детеныш(выше);
Сочиняем небольшие сказки, построенные на
звукоподражаниях. «Играем
на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень,бум-бум, ру-ру,
ду-ду…
Интересна
музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем
заданный ритмический рисунок (постепенноусложняющийся).
Сначала
предлагаю рисунок я – дети повторяют,потом предлагает ребенок – я повторяю,и
самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.
Когда
интонируем
свое имя, прошу спеть так, как будто он –ребенок
- маленький (высоко, нежно) или,
наоборот, взрослый(ниже, строже)…
Импровизируем
простейшие мелодии в заданном ладу(«Грустная песенка», «Веселая песенка»).Иногда
текст даю сама, а иногда дети придумывают сами.«Утром солнышко встает, всех на
улицу зовет» или
«Дождик льет, как из
ведра. Загрустила детвора…»
Сочиняем
мелодию в определенном жанре.Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е.
спеть вокализом.В зависимости от характера сочиненной попевки поем на
«тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…
Или
же сочиняем мелодиюна заданный текст.
«Доброе
утро! Улыбнись скорее!
И
сегодня весь день будет веселее!» (танец)
«Котик
Рыжик утром встал,
Чистить
зубки зашагал!» (марш)
Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию,
а детисочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно
подсказать картинкой.
Часто
используем различные хлопки,шлепки, щелчки для более
интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты,
звучание которых усилило бы яркость и
выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной
инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над
песней.
Таким
образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие
способности, приобретает опыт творческой деятельности,формирует свою
индивидуальность.
Я
не ставлю своей задачей сделать моих детей
непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы,
хоровые студии. Главное то, что, я верю,эта творческая искорка будет с ними
всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими
профессии!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.05.2022
Дата обновления: 27.03.2023
Дата публикации: 29.05.2022