Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

29.05.2022

Впечатления детства остаются в памяти человека надолго.Их яркость и богатство будут согревать душу долгие годы спустя,а возможно, и всю последующую жизнь.          

В общий поток радостных настроений и незабываемых эмоцийдетства свои особенные ощущения вносит общение детей с музыкой. Музыка для них – мир радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть детямдверь в этот неповторимый мир музыки,научить их понимать и любить ее! И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Как сказал известный скрипач С.Стадлер: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»

 Наиболее успешное усвоение музыкального языка, как и любого другого, происходит в раннем детстве.Современной психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольныйвозраст способствует успешному творческому развитию детей.И что именно музыкальная деятельность более всего соответствуетэмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым  необходимым условиемвозникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства. Именно искусство являетсяобразцом для творчества, его источником. Получая с детстваразнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то успешно может использовать все это  при исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.

Другим условием являетсянакопление опытаисполнительства. В импровизациях дети эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в процессеобучения.Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие задачи:

- формирование интереса к вокально-хоровому искусствуразвитие музыкального слуха- совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным голосом, с хорошей артикуляцией, на дыхании, чисто интонируя)- умение петь музыкально, выразительно передавая характер

- развитие творческого потенциала ребенка.

 Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие.Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интереск творческой деятельности, расширяется инициатива.Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довестидело до конца.

Творческие способности  развиваются во время  всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Пение – самый  доступный вид музыкальной  деятельности,приобщающий детей к музыкальному искусству. Пение – искусствоуникальных возможностей! Какисполнительских, так и образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее!Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.

Несмотря на то, что пение – один из самых доступных видовмузыкальной деятельности, процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует определенной системы.Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему,научить, прежде всего,слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать… Формирование правильных вокально-хоровых навыков –процесс кропотливый и систематический.Можно сказать,ежедневный…                          Это  выработка правильного дыхания, звукообразования (прежде всего  - округленные гласных о,е,и,а,е), чистого интонирования, правильной четкой артикуляции,слухового самоконтроля и слухового внимания, развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения к собственному голосу.

Это и стремление кэмоционально –выразительному исполнению: работа над выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением глаз.

Процесс формирования правильных вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:

·        игровой характер занятий, упражнений;

·        индивидуально - дифференцированный подход(учтены возрастные физиологические и психологические особенности)

·        грамотно подобраны методы и приемы развивающие атрибуты для занятий

·        наличие интересных музыкально-дидактических игр

·        хорошая звуковоспроизводящая аппаратураиспользование инновационных технологий

 Таким образом, важным условием развития творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.

Творческие способности  развиваются во время  всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное самопроявление ребенка в звуке и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой,как ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.

«Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не смогу, не успел)…»                   (Я.Морено)

Т.е. педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет меньшее значение, чем сампроцесс импровизации. Важен сам творческий процесс и сопровождающие его психологические состояния радости, искренности, удовольствия!

Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатнаяпочва для активизации творческого потенциала детей.

Использую в своей работе самые разнообразные методические приемы.

Так, распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых давали бы импульс, толчок к творчеству, представлялибы яркий образ.Хочу такой сайт

«Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два?И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»

Изменив тональность, мы изображаем лягушонка маленьким илибольшим, сидящим высоко  на камешке или низко на берегу…Изменив темп, изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле…Можно вообще спеть без текста, вокализом на «ква-ква-ква»,как будто на языке этого лягушонка…

 Или, работая над скороговорками, текст уже выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету», восторженно.

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил» или«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».

Здороваясь в начале занятия, можно попросить спеть«здравствуйте» минорно или мажорно в зависимости от настроения ребенка.

Использую звукоподражания: чив – чив, мяу-мяу, ку-ку,тук-тук…(опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама (ниже-детеныш(выше);

 Сочиняем небольшие сказки, построенные на звукоподражаниях.      «Играем на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень,бум-бум, ру-ру, ду-ду…

Интересна музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем заданный ритмический рисунок (постепенноусложняющийся).

Сначала предлагаю рисунок я – дети повторяют,потом предлагает ребенок – я повторяю,и самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.

Когда интонируем свое имя, прошу спеть так, как будто он –ребенок -  маленький (высоко, нежно) или, наоборот, взрослый(ниже, строже)…

Импровизируем простейшие мелодии в заданном ладу(«Грустная песенка», «Веселая песенка»).Иногда текст даю сама, а иногда дети придумывают сами.«Утром солнышко встает, всех на улицу зовет» или

«Дождик льет, как из ведра. Загрустила детвора…»

Сочиняем мелодию в определенном жанре.Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е. спеть вокализом.В зависимости от характера сочиненной попевки поем на «тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…

Или же сочиняем мелодиюна заданный текст.

«Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!» (танец)

«Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки зашагал!»   (марш)

 Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию, а детисочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно подсказать картинкой.      

Часто используем различные хлопки,шлепки, щелчки для более интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты, звучание которых усилило бы  яркость и выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над песней.

Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности,формирует свою индивидуальность.

Я не ставлю своей задачей сделать моих детей  непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы, хоровые студии. Главное то, что, я верю,эта творческая искорка будет с ними всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими профессии!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.05.2022

Дата обновления: 27.03.2023

Дата публикации: 29.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».