03.09.2021
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его
жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с
близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая
стрессовую ситуацию.
Адаптация - это процесс,
требующий особого внимания со стороны
педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу
привыкает к новым социальным условиям.
Зачастую этот процесс сопровождается изменением
поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные
возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут
привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического
развития.
Цель: создать благоприятные психолого -
педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей к детскому
саду.
Задачи:
1. Формировать у малышей положительную
ассоциативную связь с дошкольным учреждением;
2. Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям с неблагополучным
прогнозом адаптации;
3. Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в период
адаптации ребенка в ДОУ.
Принципы: соблюдаемые в
процессе общения с ребенком:
1.Принятие ребенка - ребенок принимается
таким, какой он есть.
2.Эмпатия - (сопереживание) взрослый
смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3.Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение
со стороны взрослого человека к происходящему.
Для обеспечения оптимального течения
адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное
учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада.
Для создания
благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:
·
Подготовительный
·
Психолого – педагогического сопровождения
·
Анализов и выводов
На каждом из них для родителей,
разрабатываются рекомендации по облегчению адаптации детей раннего
возраста.
Подготовительный этап начинается до
поступления ребенка в ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности
адаптационного периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его
течение.
- В рамках деятельности осуществляется
предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями.
Проводятся обязательное анкетирование по следующим темам:
"Портрет моего ребенка".
"Готовность ребёнка к поступлению в детский сад ". По
результатам анкетирования прогнозирую течение адаптации, выявляются дети
группы "риска".
- Родители знакомятся с характеристикой возрастных
возможностей и показателями развития детей раннего возраста.
- С целью информационного сопровождения родителей
разрабатывается: буклет «Рекомендации по облегчению адаптации детей
раннего возраста», который включает в себя следующие разделы:
- Информация о сотрудниках и телефоны
- Советы педагога – психолога, как грамотно
подготовить ребёнка к ДОУ
- Советы родителям о правильном поведении во время
адаптации.
- Психологопедагогическое сопровождение
обеспечивается также с
использованием медиа
средств: интернет-сайта, диска '"Электронный справочник для
родителей, будущих воспитанников ".
В феврале, мае проводятся Дни открытых дверей, которые
представляют собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех
помещений.
С мая по – июнь в рамках подготовительного этапа
начинает работу адаптационная группа, которая создается по
результатам предварительного прогноза адаптации детей. Длительность пребывания
дошкольников в группе составляет три недели по 1,5 — 2 ч (в первой половине
дня).
Деятельность группы
осуществляется в соответствии с разработанным планом. Для родителей на этом
этапе организуется родительское собрания, анкетирование на темы:
"Готовность ребенка к ДОУ", "Какой я родитель. Виды родительских
позиций", практикум "Адаптационные игры для малышей", цикл
бесед: "Игры-игрушки", "Умелые пальчики", консультации по
вопросам воспитания и развития дошкольников.
Этап
психолого-педагогического сопровождения реализуется с сентября по
поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Группа раннего возраста комплектуется постепенно, поэтому у
педагога есть возможность предварительно познакомиться с родителями и другими
членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с родителями узнать как можно
больше об особенностях поведения ребёнка и его привычках:
- В каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в
семье, есть ли другие дети,
живут ли с ними бабушка и дедушка и т.д.);
- Какие привычки сложились дома в отношении
еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;
- Как называют ребёнка дома;
- Чем больше всего любит заниматься ребёнок;
- Какие особенности в поведении радуют, а какие
настораживают родителей.
В общении с родителями желательно
придерживаться следующих правил:
- В любое время родители и близкие родственники
ребёнка могут прийти в группу и находиться там необходимое для них время;
- Выполнять просьбы родителей
относительно сна, питания, одежды ребёнка.
Данные правила очень
актуальны для нашего времени и, несомненно, подкрепляют доверие родителей к ДОУ
и воспитателям.
Замечено, что если
ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и
воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
На данном этапе, для
родителей разрабатывается соответствующий пакет документов:
·
папка-передвижка "Как облегчить
адаптацию ребёнка к детскому саду"
с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые
поступают в детский сад.
·
информационные листы-памятки с кратким материалом "Как помочь ребёнку
быстрее привыкнуть к детскому саду», которые родители могут взять с собой.
·
альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В
начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой.
Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей
с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и
игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомите детьми, уже
посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью).
·
совместные праздники для родителей и детей раннего возраста.
Для
создание эмоционально благополучной атмосферы в групповой комнате оборудуются
все зоны. Основная цель сделать помещение более уютным,
домашним и привлекательным для детей. В
интерьере преобладает светло - желтый, оранжевый цвет, так
как он стимулирует, жизнерадостное, оптимистическое настроение и
доброжелательность в общении. Зелёный цвет комнатных растений, коврового
покрытия, некоторых пособий способствуют активной детской деятельности
(спортивные пособия, атрибуты для
закаливания, для театральных представлений)
помогают создать уравновешенную, деловую обстановку в
группе, также способствует формированию у детей уверенности при выполнении
действий с предметами.
·
«Полочка для любимых игрушек», где по желанию ребёнка) располагаются вещи,
принесённые из дома;
·
Продумывается место для возможного уединения ребёнка, если ему захочется
отдохнуть от коллектива и побыть одному.
·
Мини-игровая зона, куда выставляются яркие красивые игрушки, чтобы ребёнку
хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
·
Подбирается фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями.
·
Подбирается картотека художественного слова на все режимные моменты, для
того, чтобы создать бодрое, радостное настроение, избежать обыденности
обстановки.
·
Игры с песком и водой, способны «заземлять» отрицательную энергию, в итоге
происходит гармонизация психо-эмоционального состояния ребёнка.
·
Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками,
ладошками )помогают снять детям тревожность.
·
Используются пальчиковые игры.
·
Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки)
·
Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и
эмоциональное состояние детей, оказывают профилактический и лечебный эффект при
многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками,
наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий
массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
На этапе
анализа и выводов (с ноября по
декабрь) обеспечивается
обработка результатов: анализ адаптационных листов, оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.01.2022
Дата обновления: 26.05.2023
Дата публикации: 03.09.2021