12.10.2022
Приятно,
когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед
любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно
(задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а ребенок не соглашается на это
«ни за что на свете»?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу»,
«я не хочу», или просто без
объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания,
как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо
запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от
информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько
маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо
успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, -
учить стихотворение мы не будем. Давай, просто я буду рассказывать, а ты за
мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно
только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за
вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые
непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет
либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть
непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит
это слово, или фраза и привести побольше примеров, где и как еще можно
употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова
разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая
строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту
строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка
запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется
легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две
строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две
строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно
для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает, и ребенок продолжает противиться, то
придется идти на крайнюю меру – надо взять ребенка так, как берет нас реклама –
бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии
ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее
количество раз, будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по
одной – две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим
это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать
представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» - пусть она
расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять
одну-две строчки своим отличным от остальных голосом. В конце концов ребенок
включится в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если
совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет
незаметно для него самого.
Тут есть одна очень важная
рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя
– вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивание
известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его
использовали индусы и другие народы при передачи своих священных и философских
учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого,
постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь очень важно, потому что
заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.
Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что
каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется
выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память
ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые
предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в
день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.10.2022
Дата обновления: 27.10.2022
Дата публикации: 12.10.2022