Образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 1 им.Крупской"
Описание образовательной программы
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ,
позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольной ступени
образования:
1.
Воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном
содержании, доступными средствами.
2.
Создание
единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины.
3.
Создание
единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей
от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне
зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа
дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего
поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих
историю и культуру своей Родины.
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее –
Федеральная программа) определяет единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые
обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее
– Организации), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная
программа разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования[1]
(далее – Стандарт). В структуру Федеральной программы включены: федеральная
рабочая программа образования; федеральная рабочая программа воспитания;
программа коррекционно-развивающей работы; примерный режим и распорядок дня в
дошкольной группе; федеральный календарный план воспитательной работы.
В соответствии
со Стандартом и Федеральной программой разрабатываются и утверждаются
Организацией образовательные программы дошкольного образования. При этом
Федеральная программа определяет объем обязательной (инвариантной) части этих
программ, который не должен быть менее 60% от общего объема программы,
вариативная часть программы (часть, формируемая участниками образовательных
отношений) составляет 40%. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых
в Организациях программ должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Федеральной программы.
В Федеральной
программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом
разделе Федеральной программы представлены описание и характеристика структуры
программы, цели и задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
образовательные результаты освоения Федеральной программы в младенческом,
раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной
программы; подходы к педагогической диагностике планируемых образовательных
результатов.
Содержательный
раздел Федеральной программы включает программы: федеральную рабочую программу
образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые
образовательные результаты по каждой из образовательных областей для каждой
возрастной группы детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; федеральную рабочую программу воспитания; программу коррекционно-развивающей
работы с детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Организационный раздел Федеральной
программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Федеральной программы. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, федеральный
календарный план воспитательной работы.
Расшифровка применяемых в тексте
обозначений и сокращений
Закон об образовании - Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ДО – дошкольное образование
ДОО – дошкольная образовательная организация
НОО – начальное общее образование
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
ООП – особые образовательные потребности
Организация - организации, осуществляющие
образовательную деятельность организации, к которым относятся образовательные
организации, организации, осуществляющие обучение, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Программа воспитания - федеральная
рабочая программа воспитания
Программа КРР – программа коррекционно-развивающей работы.
РАС – расстройство аутистического спектра.
РППС – развивающая предметно-пространственная среда.
Стандарт, ФГОС ДО - Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
УМК – учебно-методический комплект
ФАОП ДО – федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования
Гигиенические нормативы - Санитарные
правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
Санитарно-эпидемиологические требования
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
1.1.1
Цель и задачи Федеральной программы
Целью Федеральной программы
является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного
детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается
через решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской
Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения
образовательной программы дошкольного образования;
построение (структурирование) содержания
образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечение динамики развития
социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств и способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
достижение детьми на этапе завершения
дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы
и подходы к формированию Федеральной программы
В соответствии со Стандартом, Федеральная
программа построена на следующих принципах:
принцип учёта ведущей деятельности: Федеральная
программа реализуется в контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской
деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного
периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной
(предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей: Федеральная
программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах
дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями,
способностями, потребностями и интересами;
принцип амплификации детского развития как
направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности,
а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным
задачам дошкольного возраста;
принцип
интеграции и единства обучения и воспитания:
принцип
преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного
детства и при переходе на уровень начального общего образования: Федеральная
программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и
воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при
построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и
семьи;
принцип
сотрудничества с семьей: реализация Федеральной программы предусматривает
оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям
(законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение
продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью
создания единого/общего пространства развития ребенка;
принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности
не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести
вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их
психоэмоциональному благополучию.
1.2. Планируемые
результаты реализации Федеральной программы
В соответствии со Стандартом специфика
дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной
программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и
представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
В соответствии с периодизацией
психического развития ребенка согласно культурно- исторической психологии,
дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и
второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный
возраст (от трех до семи лет).
Обозначенные в Федеральной программе
возрастные ориентиры «к одному году», «к трем, четырем, пяти, шести годам»
имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений планируемых образовательных
результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным
темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при
прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может
продемонстрировать обозначенные в планируемых образовательных результатах
возрастные характеристики развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных
характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по
причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий
освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть
констатированы как трудности ребенка в освоении основной образовательной
программы Организации и не подразумевают его включения в целевую группу
обучающихся, в отношении которых осуществляются различные виды и формы
психологической помощи (психолого-педагогического сопровождения).
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)